О необходимости шноркеля
Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.
Многие владельцы полноприводных автомобилей и вездеходов, наверняка хоть раз задавались вопросом: «Нужна ли мне такая конструкция, как шноркель?» В дальнейшем скажу, что ответ на этот вопрос скорее положительный, чем отрицательный. У этого навесного оборудования больше плюсов, чем минусов. Давайте подробнее рассмотрим все особенности шноркеля, его преимущества и недостатки.
Что такое шноркель и зачем он существует?
Это навесное оборудование предназначено для отсоса воздуха на высоте верхней части автомобиля. Устройство шноркеля очень просто — это изогнутая труба, которая соединяет воздушный фильтр автомобиля и воздухозаборник.
Изначально шноркели появились не на автомобилях, а на подводных лодках времен Первой мировой войны. Устройство позволяло подводной лодке запускать свой дизельный двигатель вообще без всплытия. С дизелем и без использования электродвигателя лодка могла проходить под водой, погрузившись на несколько метров и была практически невидимой, если не считать торчащую из воды трубу.
Некоторые танки (например, Т-90) снабжены еще и дыхательными трубками, позволяющими им проходить мелководье по днищу. Если нет хорошей переправы, это обычно единственный способ форсировать некрупную реку. В отличие от бронетранспортера, танк не может плавать из-за своей огромной массы.
Сначала шноркели стали ставить трубы не для переправы, а для иных целей. Например, автомобили, использовавшиеся в пустыне, были оснащены первыми воздухозаборниками на высоте крыши. Это решение значительно уменьшило количество пыли и песка в воздушном фильтре, что положительно сказалось на работе двигателя.
Зачем устанавливать шноркели?
Сегодня воздухозаборную трубу обычно устанавливают с одной целью: избежать гидроударов на переправе. В общем, гидроудар – дело очень неприятное. Он происходит при попадании воды в цилиндр. Поскольку вода не сжата, поршень движется так, как будто ударился о бетонную стену. Как следствие: погнутый шатун, поврежденная головка или блок цилиндров. После этого требуется ремонт двигателя или, в особо тяжелых случаях, замена. Именно шноркель застрахует вас от этого на бездорожье.
Благодаря расположенному на крыше воздухозаборнику автомобиль в теории может преодолеть глубину до 1,5 метров и более. На практике хороший автовладелец не рискнет преодолевать такой барьер. Еще одно преимущество шноркеля – подача воздуха. Усовершенствованные модели удаляют даже брызги, пыль и снег. Кроме того, шноркель, установленный навстречу движению, теоретически способствует экономии топлива.
Поговорив о достоинствах, перейдем к недостаткам конструкции:
- незначительное ухудшение аэродинамики внедорожника или вездехода;
- необходимость подрезания фрагментов кузова (обычно передней части или крыльев) для подгонки шноркеля;
- цена некоторых шноркелей может превышать 50 000 рублей.
В общем и целом, при дооснащении вездехода или внедорожника всегда приходится идти на компромиссы, особенно когда речь идет о скорости, экономии топлива, управляемости и комфорте на дороге. Поэтому не стоит углубляться в недостатки шноркеля — польза перевешивает их с лихвой.
Нужен ли шноркель именно вам?
Если вы большой поклонник езды по бездорожью, вы действительно получите от него пользу. Устройство не только позволяет вашему двигателю спокойно «дышать» и защищает его от гидравлических ударов, но и делает ваш транспорт «круче». Эта радость колеблется от 3000 рублей за довольно распространенные шноркели от российских производителей до 50-70 тысяч от именитых фирм. Вы можете сделать шноркель самостоятельно. В основном для этого используются водопроводные трубы. Есть множество соответствующих обучающих роликов в Интернете.
Если вы редко выезжаете на бездорожье, то шноркель вам точно не понадобится. Вы только зря ухудшите аэродинамику автомобиля.
Преодолевающим бездорожье машинам шноркель нужен не меньше, чем любой другой внедорожной технике. Он позволяет легко проходить броды глубиной свыше двух метров, если таковые встретятся на вашем пути. И при этом можно будет не опасаться, что вода попадет внутрь коллектора. А значит, не придется беспокоиться за двигатель на переправе.
Иногда таким устройством оснащают даже квадроциклы. Разница состоит лишь в том, что воздухозаборник при этом размещается на одном уровне с рулем. В этом случае такое приспособление достаточно легко сделать самостоятельно.