Отечественный глиссер «Дрозд»

Рассказываем про необычный проект «Балтийской машиностроительной компании»

Отечественный глиссер «Дрозд»

Никаких преград

Любой вездеход-амфибия начинается с поиска компромисса. Компромисса, касающегося баланса между мореходными и сухопутными качествами. В случае с «Дроздом» было принято решение сделать акцент именно на безопасное и быстрое перемещение по водоёмам и водным поверхностям.

Модель вездехода разрабатывалась «Балтийской машиностроительной компанией» с 2014 года и разработка стала возможна только благодаря инициативе. Впервые опытный образец был спущен на воду в 2018 году.

Нужно сказать, что несмотря на условия сборочных цехов (которые немногим лучше условий, которые предлагает, например, обычный гараж), амфибия получилась весьма сложный с точки зрения конструкции и оригинальной с точки зрения инженерных задумок. Во-первых, инженеры отдали предпочтение полному приводу в сочетании с убирающимися внутрь лодки колёсами. Для того чтобы воплотить в жизнь задумку, проектировщики заново спроектировали мосты, затем раздаточную коробку и после этого изменили и без того сложную кинематику убирающегося шасси. В итоге при разработке было подано аж 12 заявок на разного рода патенты. Во-вторых, изменилось расположение запаски – колесо было помещено на носовую часть, что объясняется двумя причинами:

  • Выполнение функций отбойного кранца, который позволяет транспорту жёстко швартоваться.
  • В корме запаске просто элементарно не нашлось бы места из-за того, что радиаторы охлаждения силовой установки расположены в этой зоне. Кроме того, тяжёлое запасное колесо на носовой части благотворно сказывается на распределении масс в лодке.
Отечественный глиссер "Дрозд"

Для крепления парашютной системы десантирования могут использоваться швартовочные утки на корпусе. Инженеры с самого начала были уверены, что их амфибия станет отличным приобретением для ВДВ и морской пехоты. Также транспорт прекрасно подойдёт для нужд МЧС-служб, поскольку у него имеется мощный водомётный движитель, который, при должной сноровке, запросто можно будет использовать в качестве помпы пожаротушения с воды.

Что касается мотора, то для «Дрозда» был выбран Steyr, который было решено расположить в центральной части конструкции для лучшей устойчивости (мотор располагается между местом водителя-рулевого и передним пассажиром). Инженеры рассказывают, что на момент разработки было опробовано пять различных двигателей как зарубежного, так и отечественного производства, но в итоге было решено отдать предпочтение именно Steyr, поскольку при своей достаточной для амфибии мощности, он ещё был и самым лёгким и компактным. Он способен разгоняться до 300 л/м. Запас хода по топливу на суше составляет около 800 км, а на воде этот показатель достигает 300 км.

Кроме того, учитывался ещё и тот факт, что на воде мотор должен будет работать постоянно на высоких оборотах, так что пришлось дополнить его сложной системой охлаждения. Для компактности радиаторы были встроены в задние распашные двери, чтобы обеспечивать теплонагруженному дизелю более быстрое и эффективное охлаждение в пик работы. В режиме глиссирования лодка разгоняется до 70 км/ч на воде, она способна выдержать и небольшой шторм (до 3 баллов). Конечно, в более сильную бурю скорость хода амфибии значительно снизится на водоёме, тут уже от этого никуда не уйдёшь.

Что касается сухопутных качеств, то здесь «Дрозд» способен разогнаться до 100 км/ч, может спокойно преодолеть бездорожье. В первоначальном исполнении амфибия комплектуется трехдиапазонной АКП (эту идею инженеры подсмотрели у тяжёлых американских внедорожников). Во время испытаний заимствованную КПП конструкторы адаптировали под мореходные нужды, поскольку в определённых ситуациях на тест-драйве амфибия начинала поднимать нос и датчики АКП воспринимали это, как затяжной подъём, из-за чего передача сразу же понижалась. Естественно, и сам темп разгона транспорта значительно снижался. Пришлось перепрограммировать разработку западных коллег.

Особую гордость за своё детище инженеры испытывают, когда амфибия в режиме глиссирования «выбрасывается» на берег, как кит, а затем сразу же встаёт на колёса. Такой манёвр стал возможен благодаря лёгкой карбоновой раме и прочному композитному корпусу. «Дрозд» является единственным в мире внедорожником, способным проделывать такие манёвры.

В вопросах дизайна конструкторы особенно не задумывались об эстетических изысках. При разработке проекта в 3D-редакторе салон транспорта просто «обтянули» композитным кузовом и на этом решили остановиться. Функциональность амфибии была и остаётся гораздо важнее, чем эстетика и дизайнерские изыски. Первый экземпляр включал в себя кузов из стеклопластика, однако этот материал значительно увеличивал вес модели, поэтому в перспективе разработчики хотели бы полностью перейти на кузов из карбона.

«Дрозд» вполне может перевозить на себе около 1,5 тонн груза при снаряжённой массе в 2000 килограммов. Так просто утопить эту модель амфибии не получится, её придётся полностью разрушить, чтобы она пошла на дно. Даже открытые двери машины не влияют на её положительную плавучесть, а удачно расположенный центр тяжести позволяет машине возвращаться в первоначальное положение при перевороте быстро и без дополнительных усилий со стороны.

Как и у любого другого мореходного судна, у амфибии имеется якорь, который располагается в запасном колесе. Якорь, в свою очередь, оснащён лебёдкой, которая поможет также вытащить машину на суше, если она вдруг увязла.

Возможности для военных

С самого начала работы над проектом конструкторы «Дрозда» повторяли, что их детище имеет отличный потенциал для использования военными. Машина способна выходить из воды практически на любое побережье (даже неприспособленное для высадки). Эта функция стала возможной благодаря 40-дюймовым колёсам с развитыми грунтозацепами и трансмиссии с полным приводом. Кроме того, давление в колёсах можно менять, как и у других стандартных вездеходов-амфибий. Помимо всего перечисленного, «Дрозд» оснащён блокировками всех дифференциалов и, соответственно, независимой подвеской (если бы конструкторы использовали зависимую подвеску, то системы уборки колёс внутрь лодки просто бы не существовало, так как её функционирование при таких конструктивных нюансах было бы невозможным).

Отечественный глиссер "Дрозд"

За высокую проходимость и мореходные качества при минималистичном дизайне иностранные журналисты уже успели окрестить «Дрозд» машиной Джеймса Бонда. Однако при всех положительных впечатлениях, заокеанские коллеги выразили сомнения насчёт военных перспектив амфибии. В чём-то они правы, поскольку в последние десятилетия военные прекрасно обходились без подобных машин, да и с точки зрения производственных мощностей отдавать приоритет подобным амфибиям невыгодно – у российской армии другие приоритеты.

Ещё во времена существования СССР предпринимались попытки создать водоплавающие автомобили на базе разработок ВАЗа и УАЗа, однако ни одна из инициатив так и не получила должного продолжения. А до этого конструкторы пытались обеспечить положительной плавучестью грузовики «Урал», но разработка оказалась невостребованной для военных. Водные преграды преодолевались вместо этого на специализированных транспортёрах.

Такая же непонятная ситуация обстоит и с разработкой «Дрозд». Формально этот автомобиль, конечно, может пригодиться для военных нужд, но на деле его функциональность оказывается для армии очень условной. Когда у противника на руках стрелковое оружие, выпускать в бой с десяток бойцов на лёгонькой сухопутной амфибии – это проиграть бой ещё до его начала. Даже для самого примитивного, самого простейшего бронирования у амфибии просто нет ресурсов и запаса грузоподъёмность. Малейший дополнительный вес приведёт к нарушению распределения масс и остойчивость судна пойдёт прахом.

Безусловно, машина прекрасно перемещается по воде и довольно быстро выходит на сушу, но при активной военной эксплуатации от осколков и уже тем более подрывов этот транспорт солдат не защитит. Здесь сработают лишь отечественные бронетранспортёры, которые пусть и идут несколько медленнее по воде, но зато обеспечивают защиту находящимся внутри военным.

И последним, но не менее важным нюансом, является использование внушительного количества иностранных комплектующих. Ладно мотор Styer, с ним проблему ещё как-то можно решить, если постараться (в крайнем случае можно заменить его на отечественный аналог), то вот АКП будет всё куда сложнее. В России сегодня не существует аналога выбранной АКПП не то, что в разработке, даже на уровне проекта. Можно в теории заимствовать у представительского Aurus (агрегат строился для него в московской компании КАТЕ), однако и это лишь шаткая теория. Так что проблем у «Дрозда» хватает.

Но, так или иначе, подобная инициатива похвальна. Это своего рода вызов: владелец небольшой машиностроительной фирмы, которая до этого работала лишь с прицепами да с трубогибами, смог практически за счёт собственных амбиций построить амфибию, аналога которой нет во всём мире. Такая разработка в любом случае найдёт своего ценителя в будущем.

Выбираем металлоискатель

Может быть интересно

Выбираем металлоискатель

Подбираем металлоискатель под ваши нужды

Читать статью
Когда копать: подходящее время года для копа

Может быть интересно

Когда копать: подходящее время года для копа

Выясняем, когда лучше отправляться на коп

Читать статью
Как улучшить сцепление шин с дорогой

Может быть интересно

Как улучшить сцепление шин с дорогой

9 способов улучшить сцепление колес с дорогой

Читать статью
Обзор 3-х российских мотовездеходов

Может быть интересно

Обзор 3-х российских мотовездеходов

Сравниваем 3 российских легких мотовездехода

Читать статью
Что такое каракат?

Может быть интересно

Что такое каракат?

Рассказываем про каракат — машину, появившуюся в 80-х годах в Вологодской области.

Читать статью
Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Может быть интересно

Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Как подготовить свой снегоход к зимней рыбалке

Читать статью
Что можно установить на новый квадроцикл

Может быть интересно

Что можно установить на новый квадроцикл

Варианты тюнинга свежекупленного квадроцикла.

Читать статью
Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Может быть интересно

Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Инструменты и вещи, без которых невозможно уехать на рыбалку, охоту или для копа.

Читать статью
Типы и виды усилителей руля

Может быть интересно

Типы и виды усилителей руля

Рассказываем про гидро-, электро- и электрогидроусилители руля

Читать статью
Типы и виды редукторов

Может быть интересно

Типы и виды редукторов

Рассказываем про типы редукторов и их особенности.

Читать статью
Материалы коробок переключения передач

Может быть интересно

Материалы коробок переключения передач

Рассказываем про самые популярные материалы для КПП.

Читать статью
Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Может быть интересно

Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Защитное резиновое покрытие для техники Plasti Dip.

Читать статью
АКПП на вездеходах

Может быть интересно

АКПП на вездеходах

Стоит ли покупать вездеход на АКПП?

Читать статью
Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Может быть интересно

Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Рассказываем, почему в советских внедорожниках и технике зачастую ставили двойные лобвые стекла.

Читать статью
Вездеход для отдыха на природе

Может быть интересно

Вездеход для отдыха на природе

Как отправиться на природу на вездеходе и как выбрать транспорт для такой поездки.

Читать статью
Вездеход для грузоперевозок

Может быть интересно

Вездеход для грузоперевозок

Все об особенностях конструкции вездеходов для перевозки грузов.

Читать статью
Полярный вездеход «Пингвин»

Может быть интересно

Полярный вездеход «Пингвин»

История создания легендарного полярного вездехода «Пингвин».

Читать статью
Вездеход для рыбалки

Может быть интересно

Вездеход для рыбалки

Как выбрать надежный и комфортный вездеход для рыбалки

Читать статью
Вездеход для военных и разведки

Может быть интересно

Вездеход для военных и разведки

Какие требования предъявляются к вездеходам для военных и разведывательных целей.

Читать статью
Болотоход СВГ-701 «Ямал»

Может быть интересно

Болотоход СВГ-701 «Ямал»

История разработки сверхпроходимого болотохода Ямал в СССР.

Читать статью
Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Может быть интересно

Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Какие требования предъявляются к вездеходам для спасателей, МЧС и пожарных.

Читать статью
Производство вездеходов в России

Может быть интересно

Производство вездеходов в России

История вездеходостроения в СССР и России

Читать статью
Вездеход для экстремальных путешествий

Может быть интересно

Вездеход для экстремальных путешествий

Что должен в себе сочетать вездеход для экстремальных путешестви

Читать статью
Вездеходы для геологических экспедиций

Может быть интересно

Вездеходы для геологических экспедиций

Чем оснащен вездеход для геологоразведки

Читать статью
Подвески на вездеходах

Может быть интересно

Подвески на вездеходах

О необходимости или ненужности подвески на вездеходе

Читать статью
Все о шнекоходах

Может быть интересно

Все о шнекоходах

Шнекороторные вездеходы и их история

Читать статью
Гусеницы для квадроцикла

Может быть интересно

Гусеницы для квадроцикла

Как переобуть ваш квадроцикл с колес на гусеницы.

Читать статью
История шин низкого давления

Может быть интересно

История шин низкого давления

История развития шин сверхнизкого давления для вездеходов и болотоходов в России.

Читать статью
Разница ATV и UTV квадроциклов

Может быть интересно

Разница ATV и UTV квадроциклов

Разбираемся в разнице ATV и UTV квадроциклов

Читать статью
Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Может быть интересно

Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Выбираем лучший российский снегоход

Читать статью
Эволюция гусениц: какие лучше

Может быть интересно

Эволюция гусениц: какие лучше

Эволюция и развитие гусениц от металлических до полимерных

Читать статью
Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Может быть интересно

Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Особенности и преимущества вездеходов на гусеничном ходу

Читать статью
Двигатель ЯМЗ 534

Может быть интересно

Двигатель ЯМЗ 534

Рассказываем об особенностях двигателя ЯМЗ 534

Читать статью
Разновидности вездеходов

Может быть интересно

Разновидности вездеходов

Рассказываем о типах вездеходов и о их различиях.

Читать статью
5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Может быть интересно

5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Для эпохи Второй мировой войны характерен расцвет машиностроения, в частности внедорожного.

Читать статью
Коллаборация Land Rover и LEGO

Может быть интересно

Коллаборация Land Rover и LEGO

К 75-летию Land Rover LEGO выпустит экспедиционный Defender 90.

Читать статью
Самовытаскиватель или лебедка Буша

Может быть интересно

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Что такое лебедка Буша, нужна ли она в багажнике вашего вездехода

Читать статью
Люк на вездеход

Может быть интересно

Люк на вездеход

Плюсы и минусы установки люка на свой внедорожник

Читать статью
Советский тепловоз-внедорожник

Может быть интересно

Советский тепловоз-внедорожник

История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.

Читать статью
Связь на бездорожье

Может быть интересно

Связь на бездорожье

Как не остаться без мобильной связи, выезжая на бездорожье и в отдаленные районы.

Читать статью
История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Может быть интересно

История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.

Читать статью

Может быть интересно

"Тревожный чемоданчик" офф-райдера

Отправляться в поездку без приспособлений, которые позволят самостоятельно справиться с затруднениями — верх легкомыс...

Читать статью
Вся правда о хай-джеках

Может быть интересно

Вся правда о хай-джеках

Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.

Читать статью

Может быть интересно

"Внедорожные" смартфоны от Land Rover

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Что делать, если заблудился

Может быть интересно

Что делать, если заблудился

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Походная аптечка: чем укомплектовать

Может быть интересно

Походная аптечка: чем укомплектовать

На природе нужно всегда быть начеку, поэтому никогда нельзя пренебрегать техникой безопасности и всегда иметь под рук...

Читать статью
Ручные лебедки

Может быть интересно

Ручные лебедки

Все, что нужно знать о ручных лебедках и их разновидностях.

Читать статью
Ночевка в лесу: что нужно знать

Может быть интересно

Ночевка в лесу: что нужно знать

Если ночь застала вас в лесу, вот несколько советов, чтобы комфортно переночевать.

Читать статью
Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Может быть интересно

Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Собираетесь покорять бездорожье на вездеходе? Вот краткие список того, что нужно не забыть взять с собой.

Читать статью
Нужен ли вам силовой бампер?

Может быть интересно

Нужен ли вам силовой бампер?

Что такое силовой бампер и есть ли у вашего внедорожника в нем необходимость.

Читать статью
О необходимости шноркеля

Может быть интересно

О необходимости шноркеля

Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.

Читать статью
Офф-роуд движение в России

Может быть интересно

Офф-роуд движение в России

Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.

Читать статью
Все о кенгурятниках

Может быть интересно

Все о кенгурятниках

Кенгурятники: как они появились, для чего нужны и законно ли устанавливать их на внедорожники и вездеходы.

Читать статью
Движение по болоту

Может быть интересно

Движение по болоту

Прохождение болот и заболоченных участков или как не увязнуть в трясине.

Читать статью
Что такое проходимость?

Может быть интересно

Что такое проходимость?

Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.

Читать статью
Лайтбар и его преимущества

Может быть интересно

Лайтбар и его преимущества

Лайтбары и светодиодные балки: дополнительное освещение для вашего вездехода или внедорожника

Читать статью
Особенности прохождения брода

Может быть интересно

Особенности прохождения брода

Безопасное и легкое преодоление бродов и других водных преград на вашем маршруте.

Читать статью
Особенности вождения ночью по бездорожью

Может быть интересно

Особенности вождения ночью по бездорожью

Едем в бездорожье ночью, что взять с собой и на что обратить внимание.

Читать статью

Еженедельный дайджест

Подпишитесь на новости

Оставайтесь в курсе событий мира вездеходов. В письме вы получите ссылки на новые статьи и новости от Компании SVS