Офф-роуд движение в России

Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.

Офф-роуд движение в России

Откуда пошла русская внедорожная или офф-роуд тематика? Вопрос сложный, поскольку до сих пор это движение не имеет какого-то единого центра. На Урале своя тусовка, в центральных регионах — своя. Увлечения одни и те же, но кто был первым, непонятно.

Офф-роуд в СССР

Одно точно можно сказать — в действительно приличных масштабах всё началось с перестройки. Да, были и раньше экстремалы, обожающие заехать куда-то в болото и мучительно из него выбираться. Но раньше это был скорее удел одиночек. А вот во второй половине 80-х годов любителей офф-роуда стало больше.

Почему? Да просто стало проще купить соответствующий автомобиль (да и вообще автомобиль). «Нива» или даже донельзя упрощённый ЛуАЗ в советские годы были предметом труднодоступным. Наличие денег вовсе не означало, что вы вот так просто пойдёте в автосалон и купите что хотите. Нужно было записывать в очередь и ждать, ждать, ждать… Порой ждали годами, а многие несчастливцы напрасно надеялись вплоть до развала СССР.

ЛуАЗ на бездорожье

ЛуАЗ на бездорожье

Обладатели внедорожников выбирались на них в основном на рыбалку, охоту или за грибами. Короче говоря, из пункта «А» из пункта «Б». Всё же автомобиль — в первую очередь средство передвижения. Мало кто и думать мог, что можно вот просто так, для удовольствия и в свободное время, гонять по пустынным и диким просторам. Куда-то подальше забирались разве что военные, геологи, нефтяники. Но не для развлечения, а исключительно по долгу службы.

К середине 80-х атмосфера начала меняться. Людям с деньгами стало проще обзавестись личным полноприводным автомобилем. Причём это могла быть не только пресловутые «Нива» или УАЗик, но даже иномарка.

Однако и тогда офф-роудная тусовка только-только начинала зарождаться. Заморский внедорожник в те времена был предметом роскоши. С него пылинки сдували и выезжали на нём как на карете. Какое уж тут болото и лесные заросли! Машина должна была блестеть, вызывая уважение к своему владельцу.

Офф-роуд в 90-е годы

И вот настал 1990 год. Именно тогда в Сибири был проведён один из этапов соревнований Camel Trophy. Вот когда наши соотечественники увидели внедорожники в естественной среде обитания. Стало понятно, для чего вообще нужны эти рычащие «танки».

Camel Trophy — ралли с 1980 по 2000 год по бездорожью или труднопроходимой местности на автомобилях Land Rover

Camel Trophy — ралли, проходившие с 1980 по 2000 год по бездорожью или труднопроходимой местности на автомобилях Land Rover

Идея многим мужчинам (и даже женщинам) пришлась по душе. Постепенно начались одиночные выезды, сборы единомышленников и соревнования. Увы, и тут не обошлось без ложки дёгтя. На ставших доступными внедорожниках начали массово кататься браконьеры. Их было нелегко поймать представителям доблестных правоохранительных органов, которые в большинстве своём передвигались на старых «Козликах». Впрочем, тогда не очень-то и ловить старались.

Из-за непонимания тонкостей офф-роуда порой случались довольно забавные вещи. К примеру, поначалу считалось верхом крутизны прокатиться по бездорожью на как можно более крупной машине. В результате на соревнованиях можно было увидеть монстров наподобие Chevrolet Tahoe. Только позже пришло понимание, что для прохождения препятствий машина должна быть лёгкой и одновременно мощной.

Ездили не только на иномарках. Они ещё долго оставались недоступными для большинства наших соотечественников. У кого с финансами было посредственно, предпочитал творения родного автопрома. Безусловным лидером здесь был УАЗ. Как раз тогда рынок «вторички» оказался забит множеством автомобилей этой марки — из больниц, воинских частей и прочих государственных структур. Цены на новые авто тоже не слишком «кусались».

Уже к началу нового тысячелетия по стране насчитывалось несколько сотен больших и маленьких клубов любителей офф-роуда. Начались и регулярные соревнования, из которых больше всех прославилась «Ладога».

«Ладога-Трофи» — одно из самых крупных внедорожных соревнований в мире и наиболее значимое в России, проводится с 1996 году.

«Ладога-Трофи» — одно из самых крупных внедорожных соревнований в мире и наиболее значимое в России, проводится с 1996 году.

Землёй обетованной экстремалов стала Ленинградская область. Болота, реки, глина и песок волшебным образом приманивали сюда любителей внедорожья со всей России. Во всяком случае, из центральной её части. Подмосковье месило грязь в Зеленоградском карьере и в Крылатском. Хотя в целом все леса области оказались опробованными хозяевами вездеходов и внедорожников.

Специфический автопарк сформировался у любителей офф-роуд Дальнего Востока и Сибири. Здесь правили бал японские (а позже и корейские) праворульные монстры с огромными колёсами и не менее внушительным дорожным просветом.

Внедорожное движение в 2000-х годах

Увлечение становилось всё более модным, но принять участие в серьёзных соревнованиях могли далеко не все водители. Поэтому параллельно с мероприятиями наподобие «Ладоги» развивались и любительские трофи. В 2000-х годах они проводились очень активно. Из них можно упомянуть хотя бы «Перекати Поле» или «Призыв», хотя подобные тусовки по всей стране исчислялись десятками и сотнями.

К 2010-м годам активность внедорожников начала стихать. Люди со средствами и желанием преимущественно сосредоточились на серьёзных соревнованиях. Кто-то наездился и забросил хобби. В основном спад был вызван расслоением любителей и профессионалов. Любителям надоели простые поездки, а на участие в серьёзных мероприятиях не хватало средств или времени.

Постепенно соревнования трансформировались в новый вид отдыха — внедорожные путешествия на полноприводных автомобилях или вездеходах. Теперь не нужно гнаться изо всех сил, стараясь показать как можно лучший результат. Единомышленники собираются и отправляются сообща изучать новые просторы. Багажники забиты палатками, спальниками, газовыми горелками и котелками. Получилось сочетание сразу двух хобби.

Такое времяпровождение сейчас пользуется большим спросом. Особенно активно выезжать на природу таким образом автовладельцы начали после начала пандемии COVID-19. За границу пускать перестали, а вот родные просторы остались доступными. А организовать поездку сегодня легко благодаря социальным сетям.

Какая разница, туризм это или соревнования? Главное — ехать. Ведь движение, как известно, является жизнью. Так что заводите двигатель и вперёд — к новым приключениям.

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Может быть интересно

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Что такое лебедка Буша, нужна ли она в багажнике вашего вездехода

Читать статью
Люк на вездеход

Может быть интересно

Люк на вездеход

Плюсы и минусы установки люка на свой внедорожник

Читать статью
Советский тепловоз-внедорожник

Может быть интересно

Советский тепловоз-внедорожник

История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.

Читать статью
Связь на бездорожье

Может быть интересно

Связь на бездорожье

Как не остаться без мобильной связи, выезжая на бездорожье и в отдаленные районы.

Читать статью
История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Может быть интересно

История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.

Читать статью

Может быть интересно

"Тревожный чемоданчик" офф-райдера

Отправляться в поездку без приспособлений, которые позволят самостоятельно справиться с затруднениями — верх легкомыс...

Читать статью
Вся правда о хай-джеках

Может быть интересно

Вся правда о хай-джеках

Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.

Читать статью

Может быть интересно

"Внедорожные" смартфоны от Land Rover

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Что делать, если заблудился

Может быть интересно

Что делать, если заблудился

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Походная аптечка: чем укомплектовать

Может быть интересно

Походная аптечка: чем укомплектовать

На природе нужно всегда быть начеку, поэтому никогда нельзя пренебрегать техникой безопасности и всегда иметь под рук...

Читать статью
Ручные лебедки

Может быть интересно

Ручные лебедки

Все, что нужно знать о ручных лебедках и их разновидностях.

Читать статью
Ночевка в лесу: что нужно знать

Может быть интересно

Ночевка в лесу: что нужно знать

Если ночь застала вас в лесу, вот несколько советов, чтобы комфортно переночевать.

Читать статью
Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Может быть интересно

Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Собираетесь покорять бездорожье на вездеходе? Вот краткие список того, что нужно не забыть взять с собой.

Читать статью
Нужен ли вам силовой бампер?

Может быть интересно

Нужен ли вам силовой бампер?

Что такое силовой бампер и есть ли у вашего внедорожника в нем необходимость.

Читать статью
О необходимости шноркеля

Может быть интересно

О необходимости шноркеля

Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.

Читать статью
Все о кенгурятниках

Может быть интересно

Все о кенгурятниках

Кенгурятники: как они появились, для чего нужны и законно ли устанавливать их на внедорожники и вездеходы.

Читать статью
Движение по болоту

Может быть интересно

Движение по болоту

Прохождение болот и заболоченных участков или как не увязнуть в трясине.

Читать статью
Что такое проходимость?

Может быть интересно

Что такое проходимость?

Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.

Читать статью
Лайтбар и его преимущества

Может быть интересно

Лайтбар и его преимущества

Лайтбары и светодиодные балки: дополнительное освещение для вашего вездехода или внедорожника

Читать статью
Особенности прохождения брода

Может быть интересно

Особенности прохождения брода

Безопасное и легкое преодоление бродов и других водных преград на вашем маршруте.

Читать статью
Особенности вождения ночью по бездорожью

Может быть интересно

Особенности вождения ночью по бездорожью

Едем в бездорожье ночью, что взять с собой и на что обратить внимание.

Читать статью

Еженедельный дайджест

Подпишитесь на новости

Оставайтесь в курсе событий мира вездеходов. В письме вы получите ссылки на новые статьи и новости от Компании SVS