Офф-роуд движение в России

Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.

Офф-роуд движение в России

Откуда пошла русская внедорожная или офф-роуд тематика? Вопрос сложный, поскольку до сих пор это движение не имеет какого-то единого центра. На Урале своя тусовка, в центральных регионах — своя. Увлечения одни и те же, но кто был первым, непонятно.

Офф-роуд в СССР

Одно точно можно сказать — в действительно приличных масштабах всё началось с перестройки. Да, были и раньше экстремалы, обожающие заехать куда-то в болото и мучительно из него выбираться. Но раньше это был скорее удел одиночек. А вот во второй половине 80-х годов любителей офф-роуда стало больше.

Почему? Да просто стало проще купить соответствующий автомобиль (да и вообще автомобиль). «Нива» или даже донельзя упрощённый ЛуАЗ в советские годы были предметом труднодоступным. Наличие денег вовсе не означало, что вы вот так просто пойдёте в автосалон и купите что хотите. Нужно было записывать в очередь и ждать, ждать, ждать… Порой ждали годами, а многие несчастливцы напрасно надеялись вплоть до развала СССР.

ЛуАЗ на бездорожье

ЛуАЗ на бездорожье

Обладатели внедорожников выбирались на них в основном на рыбалку, охоту или за грибами. Короче говоря, из пункта «А» из пункта «Б». Всё же автомобиль — в первую очередь средство передвижения. Мало кто и думать мог, что можно вот просто так, для удовольствия и в свободное время, гонять по пустынным и диким просторам. Куда-то подальше забирались разве что военные, геологи, нефтяники. Но не для развлечения, а исключительно по долгу службы.

К середине 80-х атмосфера начала меняться. Людям с деньгами стало проще обзавестись личным полноприводным автомобилем. Причём это могла быть не только пресловутые «Нива» или УАЗик, но даже иномарка.

Однако и тогда офф-роудная тусовка только-только начинала зарождаться. Заморский внедорожник в те времена был предметом роскоши. С него пылинки сдували и выезжали на нём как на карете. Какое уж тут болото и лесные заросли! Машина должна была блестеть, вызывая уважение к своему владельцу.

Офф-роуд в 90-е годы

И вот настал 1990 год. Именно тогда в Сибири был проведён один из этапов соревнований Camel Trophy. Вот когда наши соотечественники увидели внедорожники в естественной среде обитания. Стало понятно, для чего вообще нужны эти рычащие «танки».

Camel Trophy — ралли с 1980 по 2000 год по бездорожью или труднопроходимой местности на автомобилях Land Rover

Camel Trophy — ралли, проходившие с 1980 по 2000 год по бездорожью или труднопроходимой местности на автомобилях Land Rover

Идея многим мужчинам (и даже женщинам) пришлась по душе. Постепенно начались одиночные выезды, сборы единомышленников и соревнования. Увы, и тут не обошлось без ложки дёгтя. На ставших доступными внедорожниках начали массово кататься браконьеры. Их было нелегко поймать представителям доблестных правоохранительных органов, которые в большинстве своём передвигались на старых «Козликах». Впрочем, тогда не очень-то и ловить старались.

Из-за непонимания тонкостей офф-роуда порой случались довольно забавные вещи. К примеру, поначалу считалось верхом крутизны прокатиться по бездорожью на как можно более крупной машине. В результате на соревнованиях можно было увидеть монстров наподобие Chevrolet Tahoe. Только позже пришло понимание, что для прохождения препятствий машина должна быть лёгкой и одновременно мощной.

Ездили не только на иномарках. Они ещё долго оставались недоступными для большинства наших соотечественников. У кого с финансами было посредственно, предпочитал творения родного автопрома. Безусловным лидером здесь был УАЗ. Как раз тогда рынок «вторички» оказался забит множеством автомобилей этой марки — из больниц, воинских частей и прочих государственных структур. Цены на новые авто тоже не слишком «кусались».

Уже к началу нового тысячелетия по стране насчитывалось несколько сотен больших и маленьких клубов любителей офф-роуда. Начались и регулярные соревнования, из которых больше всех прославилась «Ладога».

«Ладога-Трофи» — одно из самых крупных внедорожных соревнований в мире и наиболее значимое в России, проводится с 1996 году.

«Ладога-Трофи» — одно из самых крупных внедорожных соревнований в мире и наиболее значимое в России, проводится с 1996 году.

Землёй обетованной экстремалов стала Ленинградская область. Болота, реки, глина и песок волшебным образом приманивали сюда любителей внедорожья со всей России. Во всяком случае, из центральной её части. Подмосковье месило грязь в Зеленоградском карьере и в Крылатском. Хотя в целом все леса области оказались опробованными хозяевами вездеходов и внедорожников.

Специфический автопарк сформировался у любителей офф-роуд Дальнего Востока и Сибири. Здесь правили бал японские (а позже и корейские) праворульные монстры с огромными колёсами и не менее внушительным дорожным просветом.

Внедорожное движение в 2000-х годах

Увлечение становилось всё более модным, но принять участие в серьёзных соревнованиях могли далеко не все водители. Поэтому параллельно с мероприятиями наподобие «Ладоги» развивались и любительские трофи. В 2000-х годах они проводились очень активно. Из них можно упомянуть хотя бы «Перекати Поле» или «Призыв», хотя подобные тусовки по всей стране исчислялись десятками и сотнями.

К 2010-м годам активность внедорожников начала стихать. Люди со средствами и желанием преимущественно сосредоточились на серьёзных соревнованиях. Кто-то наездился и забросил хобби. В основном спад был вызван расслоением любителей и профессионалов. Любителям надоели простые поездки, а на участие в серьёзных мероприятиях не хватало средств или времени.

Постепенно соревнования трансформировались в новый вид отдыха — внедорожные путешествия на полноприводных автомобилях или вездеходах. Теперь не нужно гнаться изо всех сил, стараясь показать как можно лучший результат. Единомышленники собираются и отправляются сообща изучать новые просторы. Багажники забиты палатками, спальниками, газовыми горелками и котелками. Получилось сочетание сразу двух хобби.

Такое времяпровождение сейчас пользуется большим спросом. Особенно активно выезжать на природу таким образом автовладельцы начали после начала пандемии COVID-19. За границу пускать перестали, а вот родные просторы остались доступными. А организовать поездку сегодня легко благодаря социальным сетям.

Какая разница, туризм это или соревнования? Главное — ехать. Ведь движение, как известно, является жизнью. Так что заводите двигатель и вперёд — к новым приключениям.

Когда копать: подходящее время года для копа

Может быть интересно

Когда копать: подходящее время года для копа

Выясняем, когда лучше отправляться на коп

Читать статью
Как улучшить сцепление шин с дорогой

Может быть интересно

Как улучшить сцепление шин с дорогой

9 способов улучшить сцепление колес с дорогой

Читать статью
Обзор 3-х российских мотовездеходов

Может быть интересно

Обзор 3-х российских мотовездеходов

Сравниваем 3 российских легких мотовездехода

Читать статью
Американский вездеход Snow Cruiser

Может быть интересно

Американский вездеход Snow Cruiser

Рассказываем историю американского вездехода-исполина Snow Cruiser

Читать статью
Что такое каракат?

Может быть интересно

Что такое каракат?

Рассказываем про каракат — машину, появившуюся в 80-х годах в Вологодской области.

Читать статью
Отечественный глиссер

Может быть интересно

Отечественный глиссер "Дрозд"

Рассказываем про необычный проект «Балтийской машиностроительной компании»

Читать статью
Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Может быть интересно

Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Как подготовить свой снегоход к зимней рыбалке

Читать статью
Что можно установить на новый квадроцикл

Может быть интересно

Что можно установить на новый квадроцикл

Варианты тюнинга свежекупленного квадроцикла.

Читать статью
Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Может быть интересно

Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Инструменты и вещи, без которых невозможно уехать на рыбалку, охоту или для копа.

Читать статью
Типы и виды усилителей руля

Может быть интересно

Типы и виды усилителей руля

Рассказываем про гидро-, электро- и электрогидроусилители руля

Читать статью
Типы и виды редукторов

Может быть интересно

Типы и виды редукторов

Рассказываем про типы редукторов и их особенности.

Читать статью
Материалы коробок переключения передач

Может быть интересно

Материалы коробок переключения передач

Рассказываем про самые популярные материалы для КПП.

Читать статью
Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Может быть интересно

Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Защитное резиновое покрытие для техники Plasti Dip.

Читать статью
АКПП на вездеходах

Может быть интересно

АКПП на вездеходах

Стоит ли покупать вездеход на АКПП?

Читать статью
Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Может быть интересно

Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Рассказываем, почему в советских внедорожниках и технике зачастую ставили двойные лобвые стекла.

Читать статью
Вездеход для отдыха на природе

Может быть интересно

Вездеход для отдыха на природе

Как отправиться на природу на вездеходе и как выбрать транспорт для такой поездки.

Читать статью
Вездеход для грузоперевозок

Может быть интересно

Вездеход для грузоперевозок

Все об особенностях конструкции вездеходов для перевозки грузов.

Читать статью
Полярный вездеход «Пингвин»

Может быть интересно

Полярный вездеход «Пингвин»

История создания легендарного полярного вездехода «Пингвин».

Читать статью
Вездеход для рыбалки

Может быть интересно

Вездеход для рыбалки

Как выбрать надежный и комфортный вездеход для рыбалки

Читать статью
Вездеход для военных и разведки

Может быть интересно

Вездеход для военных и разведки

Какие требования предъявляются к вездеходам для военных и разведывательных целей.

Читать статью
Болотоход СВГ-701 «Ямал»

Может быть интересно

Болотоход СВГ-701 «Ямал»

История разработки сверхпроходимого болотохода Ямал в СССР.

Читать статью
Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Может быть интересно

Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Какие требования предъявляются к вездеходам для спасателей, МЧС и пожарных.

Читать статью
Производство вездеходов в России

Может быть интересно

Производство вездеходов в России

История вездеходостроения в СССР и России

Читать статью
Вездеход для экстремальных путешествий

Может быть интересно

Вездеход для экстремальных путешествий

Что должен в себе сочетать вездеход для экстремальных путешестви

Читать статью
Вездеходы для геологических экспедиций

Может быть интересно

Вездеходы для геологических экспедиций

Чем оснащен вездеход для геологоразведки

Читать статью
Подвески на вездеходах

Может быть интересно

Подвески на вездеходах

О необходимости или ненужности подвески на вездеходе

Читать статью
Все о шнекоходах

Может быть интересно

Все о шнекоходах

Шнекороторные вездеходы и их история

Читать статью
Гусеницы для квадроцикла

Может быть интересно

Гусеницы для квадроцикла

Как переобуть ваш квадроцикл с колес на гусеницы.

Читать статью
История шин низкого давления

Может быть интересно

История шин низкого давления

История развития шин сверхнизкого давления для вездеходов и болотоходов в России.

Читать статью
Разница ATV и UTV квадроциклов

Может быть интересно

Разница ATV и UTV квадроциклов

Разбираемся в разнице ATV и UTV квадроциклов

Читать статью
Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Может быть интересно

Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Выбираем лучший российский снегоход

Читать статью
Эволюция гусениц: какие лучше

Может быть интересно

Эволюция гусениц: какие лучше

Эволюция и развитие гусениц от металлических до полимерных

Читать статью
Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Может быть интересно

Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Особенности и преимущества вездеходов на гусеничном ходу

Читать статью
Двигатель ЯМЗ 534

Может быть интересно

Двигатель ЯМЗ 534

Рассказываем об особенностях двигателя ЯМЗ 534

Читать статью
Разновидности вездеходов

Может быть интересно

Разновидности вездеходов

Рассказываем о типах вездеходов и о их различиях.

Читать статью
5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Может быть интересно

5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Для эпохи Второй мировой войны характерен расцвет машиностроения, в частности внедорожного.

Читать статью
Коллаборация Land Rover и LEGO

Может быть интересно

Коллаборация Land Rover и LEGO

К 75-летию Land Rover LEGO выпустит экспедиционный Defender 90.

Читать статью
Самовытаскиватель или лебедка Буша

Может быть интересно

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Что такое лебедка Буша, нужна ли она в багажнике вашего вездехода

Читать статью
Люк на вездеход

Может быть интересно

Люк на вездеход

Плюсы и минусы установки люка на свой внедорожник

Читать статью
Советский тепловоз-внедорожник

Может быть интересно

Советский тепловоз-внедорожник

История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.

Читать статью
Связь на бездорожье

Может быть интересно

Связь на бездорожье

Как не остаться без мобильной связи, выезжая на бездорожье и в отдаленные районы.

Читать статью
История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Может быть интересно

История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.

Читать статью

Может быть интересно

"Тревожный чемоданчик" офф-райдера

Отправляться в поездку без приспособлений, которые позволят самостоятельно справиться с затруднениями — верх легкомыс...

Читать статью
Вся правда о хай-джеках

Может быть интересно

Вся правда о хай-джеках

Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.

Читать статью

Может быть интересно

"Внедорожные" смартфоны от Land Rover

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Что делать, если заблудился

Может быть интересно

Что делать, если заблудился

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Походная аптечка: чем укомплектовать

Может быть интересно

Походная аптечка: чем укомплектовать

На природе нужно всегда быть начеку, поэтому никогда нельзя пренебрегать техникой безопасности и всегда иметь под рук...

Читать статью
Ручные лебедки

Может быть интересно

Ручные лебедки

Все, что нужно знать о ручных лебедках и их разновидностях.

Читать статью
Ночевка в лесу: что нужно знать

Может быть интересно

Ночевка в лесу: что нужно знать

Если ночь застала вас в лесу, вот несколько советов, чтобы комфортно переночевать.

Читать статью
Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Может быть интересно

Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Собираетесь покорять бездорожье на вездеходе? Вот краткие список того, что нужно не забыть взять с собой.

Читать статью
Нужен ли вам силовой бампер?

Может быть интересно

Нужен ли вам силовой бампер?

Что такое силовой бампер и есть ли у вашего внедорожника в нем необходимость.

Читать статью
О необходимости шноркеля

Может быть интересно

О необходимости шноркеля

Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.

Читать статью
Все о кенгурятниках

Может быть интересно

Все о кенгурятниках

Кенгурятники: как они появились, для чего нужны и законно ли устанавливать их на внедорожники и вездеходы.

Читать статью
Движение по болоту

Может быть интересно

Движение по болоту

Прохождение болот и заболоченных участков или как не увязнуть в трясине.

Читать статью
Что такое проходимость?

Может быть интересно

Что такое проходимость?

Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.

Читать статью
Лайтбар и его преимущества

Может быть интересно

Лайтбар и его преимущества

Лайтбары и светодиодные балки: дополнительное освещение для вашего вездехода или внедорожника

Читать статью
Особенности прохождения брода

Может быть интересно

Особенности прохождения брода

Безопасное и легкое преодоление бродов и других водных преград на вашем маршруте.

Читать статью
Особенности вождения ночью по бездорожью

Может быть интересно

Особенности вождения ночью по бездорожью

Едем в бездорожье ночью, что взять с собой и на что обратить внимание.

Читать статью

Еженедельный дайджест

Подпишитесь на новости

Оставайтесь в курсе событий мира вездеходов. В письме вы получите ссылки на новые статьи и новости от Компании SVS