Офф-роуд движение в России
Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.
Откуда пошла русская внедорожная или офф-роуд тематика? Вопрос сложный, поскольку до сих пор это движение не имеет какого-то единого центра. На Урале своя тусовка, в центральных регионах — своя. Увлечения одни и те же, но кто был первым, непонятно.
Офф-роуд в СССР
Одно точно можно сказать — в действительно приличных масштабах всё началось с перестройки. Да, были и раньше экстремалы, обожающие заехать куда-то в болото и мучительно из него выбираться. Но раньше это был скорее удел одиночек. А вот во второй половине 80-х годов любителей офф-роуда стало больше.
Почему? Да просто стало проще купить соответствующий автомобиль (да и вообще автомобиль). «Нива» или даже донельзя упрощённый ЛуАЗ в советские годы были предметом труднодоступным. Наличие денег вовсе не означало, что вы вот так просто пойдёте в автосалон и купите что хотите. Нужно было записывать в очередь и ждать, ждать, ждать… Порой ждали годами, а многие несчастливцы напрасно надеялись вплоть до развала СССР.
Обладатели внедорожников выбирались на них в основном на рыбалку, охоту или за грибами. Короче говоря, из пункта «А» из пункта «Б». Всё же автомобиль — в первую очередь средство передвижения. Мало кто и думать мог, что можно вот просто так, для удовольствия и в свободное время, гонять по пустынным и диким просторам. Куда-то подальше забирались разве что военные, геологи, нефтяники. Но не для развлечения, а исключительно по долгу службы.
К середине 80-х атмосфера начала меняться. Людям с деньгами стало проще обзавестись личным полноприводным автомобилем. Причём это могла быть не только пресловутые «Нива» или УАЗик, но даже иномарка.
Однако и тогда офф-роудная тусовка только-только начинала зарождаться. Заморский внедорожник в те времена был предметом роскоши. С него пылинки сдували и выезжали на нём как на карете. Какое уж тут болото и лесные заросли! Машина должна была блестеть, вызывая уважение к своему владельцу.
Офф-роуд в 90-е годы
И вот настал 1990 год. Именно тогда в Сибири был проведён один из этапов соревнований Camel Trophy. Вот когда наши соотечественники увидели внедорожники в естественной среде обитания. Стало понятно, для чего вообще нужны эти рычащие «танки».
Идея многим мужчинам (и даже женщинам) пришлась по душе. Постепенно начались одиночные выезды, сборы единомышленников и соревнования. Увы, и тут не обошлось без ложки дёгтя. На ставших доступными внедорожниках начали массово кататься браконьеры. Их было нелегко поймать представителям доблестных правоохранительных органов, которые в большинстве своём передвигались на старых «Козликах». Впрочем, тогда не очень-то и ловить старались.
Из-за непонимания тонкостей офф-роуда порой случались довольно забавные вещи. К примеру, поначалу считалось верхом крутизны прокатиться по бездорожью на как можно более крупной машине. В результате на соревнованиях можно было увидеть монстров наподобие Chevrolet Tahoe. Только позже пришло понимание, что для прохождения препятствий машина должна быть лёгкой и одновременно мощной.
Ездили не только на иномарках. Они ещё долго оставались недоступными для большинства наших соотечественников. У кого с финансами было посредственно, предпочитал творения родного автопрома. Безусловным лидером здесь был УАЗ. Как раз тогда рынок «вторички» оказался забит множеством автомобилей этой марки — из больниц, воинских частей и прочих государственных структур. Цены на новые авто тоже не слишком «кусались».
Уже к началу нового тысячелетия по стране насчитывалось несколько сотен больших и маленьких клубов любителей офф-роуда. Начались и регулярные соревнования, из которых больше всех прославилась «Ладога».
Землёй обетованной экстремалов стала Ленинградская область. Болота, реки, глина и песок волшебным образом приманивали сюда любителей внедорожья со всей России. Во всяком случае, из центральной её части. Подмосковье месило грязь в Зеленоградском карьере и в Крылатском. Хотя в целом все леса области оказались опробованными хозяевами вездеходов и внедорожников.
Специфический автопарк сформировался у любителей офф-роуд Дальнего Востока и Сибири. Здесь правили бал японские (а позже и корейские) праворульные монстры с огромными колёсами и не менее внушительным дорожным просветом.
Внедорожное движение в 2000-х годах
Увлечение становилось всё более модным, но принять участие в серьёзных соревнованиях могли далеко не все водители. Поэтому параллельно с мероприятиями наподобие «Ладоги» развивались и любительские трофи. В 2000-х годах они проводились очень активно. Из них можно упомянуть хотя бы «Перекати Поле» или «Призыв», хотя подобные тусовки по всей стране исчислялись десятками и сотнями.
К 2010-м годам активность внедорожников начала стихать. Люди со средствами и желанием преимущественно сосредоточились на серьёзных соревнованиях. Кто-то наездился и забросил хобби. В основном спад был вызван расслоением любителей и профессионалов. Любителям надоели простые поездки, а на участие в серьёзных мероприятиях не хватало средств или времени.
Постепенно соревнования трансформировались в новый вид отдыха — внедорожные путешествия на полноприводных автомобилях или вездеходах. Теперь не нужно гнаться изо всех сил, стараясь показать как можно лучший результат. Единомышленники собираются и отправляются сообща изучать новые просторы. Багажники забиты палатками, спальниками, газовыми горелками и котелками. Получилось сочетание сразу двух хобби.
Такое времяпровождение сейчас пользуется большим спросом. Особенно активно выезжать на природу таким образом автовладельцы начали после начала пандемии COVID-19. За границу пускать перестали, а вот родные просторы остались доступными. А организовать поездку сегодня легко благодаря социальным сетям.
Какая разница, туризм это или соревнования? Главное — ехать. Ведь движение, как известно, является жизнью. Так что заводите двигатель и вперёд — к новым приключениям.