Все о шнекоходах
Шнекороторные вездеходы и их история
Покорять труднодоступную местность человеку помогают различные модификации вездеходов. Каждая из них представляет собой чудо инженерной мысли и успешно справляется с поставленными задачами независимо от того, на чём передвигается машина — на лыжах, гусеницах, колёсах или воздушных подушках.
Менее других известен широким слоям населения вездеход на шнеках, хотя эта машина заслуживает особенного внимания. Она способна передвигаться и перемещать грузы в условиях повышенной сложности. Там, где традиционный вездеход будет малоэффективен (в местах с пониженной плотностью почвы), шнекоход покажет потрясающий результат.
Для чего вездеходу шнеки
Говоря о шнекороторном вездеходе, имеют в виду транспортное средство повышенной проходимости, у которого в качестве движителей выступают винты Архимеда. Их вращение позволяет отталкиваться от грязи или кашицеобразной снежной массы и пусть медленно, но уверенно продвигаться вперёд.
Первым догадался использовать эти приспособления в сельскохозяйственном машиностроении американский инженер швейцарского происхождения Якоб Морат, запатентовавший свою идею ещё во второй половине 19 века.
По части проходимости шнеки дадут фору как шинам низкого давления, так и гусеницам. Другое дело, что развить приличную скорость на шнекоходе не получится.
Где применяется шнекоход
Мало кто может похвастаться тем, что видел шнекороторный снегоболотоход в деле. Передвигаться на нём по привычные нам дорогам с твёрдым покрытием нецелесообразно — скорость не превышает 30 км/ч, а шнеки при соприкосновении с твёрдым грунтом быстро изнашиваются (к слову сказать, от такого контакта ощутимо страдает и сама дорога). Зато бороздить необозримые заснеженные или утонувшие в непролазной грязи пространства вездеход на шнеках способен лучше других. В нашей стране, как правило, эта машина применяется в условиях Крайнего Севера и на заболоченных северо-восточных территориях.
Сфера использования шнекороторного снегоболотохода не отличается широтой. Теоретически изобретение могло быть полезно спасателям, геологам и нефтяникам, но на практике оказалось мало востребованным (возможно, из-за того, что поглощало слишком много топлива). Разработкой шнекороторных вездеходов вплотную занимались специалисты завода имени Лихачёва и Горьковского политехнического института.
Пик производства таких машин в нашей стране приходился на восьмидесятые годы прошлого столетия. Развитие советской космонавтики создало предпосылки для появления транспортного средства, позволяющего проводить поисково-спасательные мероприятия в тех случаях, когда космонавты приземлялись на удалённых от цивилизации территориях. В связи с этим по заказу конструкторского бюро Сергея Королёва была сконструирована и выпущена вездеходная машина ЗиЛ-2906, вошедшая в комплекс для поиска и эвакуации астронавтов «Синяя птица». Два десятка таких моделей в наши дни находится в ведении Министерства обороны РФ. Ситуаций, в которых этот транспорт можно использовать, не так уж много, но периодически его востребованность подтверждается.
На сегодняшний день в нашей стране вездеходы на шнеках не производятся. Мировым монополистом в этой сфере является австралийская компания Residue Solutions. Выпускаемые ею машины обслуживают ирригационные станции и сельскохозяйственные угодья по всему миру.