Полярный вездеход «Пингвин»

История создания легендарного полярного вездехода «Пингвин».

Полярный вездеход «Пингвин»

Вот уже почти 65 лет назад с конвейера Кировского завода сошёл вездеход, получивший звучное название «Пингвин». «Пингвин» разрабатывался полностью в конструкторском бюро самого завода (сегодня ОАО «Спецмаш»). Руководил проектом выдающийся танковый конструктор Ж. Я. Котин.

Однажды на завод приезжает известный полярник и исследователь Сомов М.М. Произошло это в 1957 году. Приехал он с целью раздобыть вездеход. Но не простой вездеход, а такой, какой бы позволил проводить комплексные исследования и передвигаться без особых трудностей по пустынным землям Антарктиды. Задача стояла сложная, потому Сомов напрямую связался с Котиным и обрисовал ему подробно все перспективы, которые бы открылись перед исследователями этого таинственного континента, будь у них такая уникальная разработка. Трюк сработал и Котин сам загорелся идеей создать такой вездеход, который бы легко можно было превращать из функционального транспорта в передвижную лабораторию и обратно. Он приступил к разработке практически сразу же после беседы с Сомовым.

Надо сказать, что подобная конструкция была для Котина новшеством. Ранее он ни с чем подобным не работал. Транспорт должен был быть не только крепким и вместительным (насколько это необходимо для исследовательской лаборатории), но ещё и устойчивым перед по-настоящему экстремальной погодой, тяжёлым климатом и перепадами давления. Вездеход одинаково хорошо должен был преодолевать снежные заносы, состоящие преимущественного из рыхлых снежных масс, и ледяные поверхности. Для того чтобы учесть все нюансы такого вида транспорта, требовался регулярный контроль со стороны Сомова, который, в общем-то, лучше всех знал, с чем придётся столкнуться разработке Котина. Исследователь стал часто бывать в гостях у конструктора, они много беседовали и вскоре стали близкими друзьями (которыми оставались до конца жизни).

Полярный вездеход «Пингвин»

Новинка получилась по-настоящему специфической. Антарктический вездеход назвали вполне подходящим для его функций именем – «Пингвин» (заводской шифр: «объект 209»). Несмотря на то что Сомов практически не ограничивал Котина в технологическом плане, сроки разработки всё же были сжатыми для такого сложного проекта. При этом конструкция должна была быть очень надёжной, так что инженерам пришлось прибегнуть к помощи тех инструментов и решений, которые прошли проверку временем и практикой.

В качество основы был выбран для «Пингвина» танк ПТ-76 и бронетранспортёр БТР-50П. Обе конструкции отлично себя показали при эксплуатации в Заполярье. Технологическое наполнение обязательно должно было включать в себя специализированные приборы астронавигации, а также изменённые и доработанные шасси и ходовую часть. Гусеницу для вездехода решено было сделать с нуля. Котину удалось добиться небывало малого для того времени удельного давления на грунт. Оно составляло всего 300 г/кв.см. И это при том, что сам «Пингвин» весил 16 тонн. На выходе получилось удельное давление на грунт соизмеримое с удельным давлением на грунт человека. На борту было решено изобразить пингвина соответственно названию вездехода.

Поскольку сроки были несоразмерно сжатыми, Котин принял волевое и весьма оригинальное решение. Он пересмотрел процесс сборки партии вездеходов. Конструкторы в его видении должны были работать не на потоке, а каждый на своём образце. Закреплённый за определённой машиной должен был решать сразу же возникающие в процессе работы проблемы, связанные конкретно с его собираемым образцом. Сегодня для нас это кажется очевидным, но тогда все конструкторы работали одновременно на всём потоке, а не с каждым образцом из партии отдельно. Причём в качестве операторов были взяты молодые конструкторы, горевшие проектом и желающие показать себя.

Полярный вездеход «Пингвин»

«Пингвин» показал себя по итогу великолепно. Он отлично подходил для исследовательских миссий, он прекрасно чувствовал себя в столь тяжёлом климате и не требовал особых навыков при управлении. Но главным его достоинством была феноменальная надёжность. Машина преодолевала весьма высокие снежные заносы (до 1,5 метров), а также позволяла буксировать сани с грузом в 12 тонн. Отлично себя демонстрировал «Пингвин» и при низком атмосферном давлении, которое характерно для районов Антарктики. В рубке можно было спокойно работать без верхней одежды и это при том, что за окном вездехода температура опускалась до -50 градусов. Дозаправка требовалась машине через 3,5 тыс. км.

Исследователи не оставили без внимания конструкторов. На двух антарктических станциях на вечной стоянке стоят два образца «Пингвина». А один из участников экспедиции, механик и водитель Пугачёв Н.П., получил от правительства награду. Главному конструктору, конечно же, было оказано особое почтение – ему вручили почётный знак как заслуженному полярнику.

Наземные вездеходы позволили сделать более десяти походов вглубь опасного континента и перевезти больше 15 000 тонн груза. Именно благодаря этому транспорту удалось достичь Полюса недоступности, а также Южного географического полюса. Конструкторы Кировского завода оставили свой значительный след не только в Антарктике, но и в истории исследования нашей планеты. Благодаря им стало возможным изучение одного из самых суровых континентов мира.

Когда копать: подходящее время года для копа

Может быть интересно

Когда копать: подходящее время года для копа

Выясняем, когда лучше отправляться на коп

Читать статью
Как улучшить сцепление шин с дорогой

Может быть интересно

Как улучшить сцепление шин с дорогой

9 способов улучшить сцепление колес с дорогой

Читать статью
Обзор 3-х российских мотовездеходов

Может быть интересно

Обзор 3-х российских мотовездеходов

Сравниваем 3 российских легких мотовездехода

Читать статью
Американский вездеход Snow Cruiser

Может быть интересно

Американский вездеход Snow Cruiser

Рассказываем историю американского вездехода-исполина Snow Cruiser

Читать статью
Что такое каракат?

Может быть интересно

Что такое каракат?

Рассказываем про каракат — машину, появившуюся в 80-х годах в Вологодской области.

Читать статью
Отечественный глиссер

Может быть интересно

Отечественный глиссер "Дрозд"

Рассказываем про необычный проект «Балтийской машиностроительной компании»

Читать статью
Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Может быть интересно

Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Как подготовить свой снегоход к зимней рыбалке

Читать статью
Что можно установить на новый квадроцикл

Может быть интересно

Что можно установить на новый квадроцикл

Варианты тюнинга свежекупленного квадроцикла.

Читать статью
Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Может быть интересно

Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Инструменты и вещи, без которых невозможно уехать на рыбалку, охоту или для копа.

Читать статью
Типы и виды усилителей руля

Может быть интересно

Типы и виды усилителей руля

Рассказываем про гидро-, электро- и электрогидроусилители руля

Читать статью
Типы и виды редукторов

Может быть интересно

Типы и виды редукторов

Рассказываем про типы редукторов и их особенности.

Читать статью
Материалы коробок переключения передач

Может быть интересно

Материалы коробок переключения передач

Рассказываем про самые популярные материалы для КПП.

Читать статью
Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Может быть интересно

Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Защитное резиновое покрытие для техники Plasti Dip.

Читать статью
АКПП на вездеходах

Может быть интересно

АКПП на вездеходах

Стоит ли покупать вездеход на АКПП?

Читать статью
Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Может быть интересно

Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Рассказываем, почему в советских внедорожниках и технике зачастую ставили двойные лобвые стекла.

Читать статью
Вездеход для отдыха на природе

Может быть интересно

Вездеход для отдыха на природе

Как отправиться на природу на вездеходе и как выбрать транспорт для такой поездки.

Читать статью
Вездеход для грузоперевозок

Может быть интересно

Вездеход для грузоперевозок

Все об особенностях конструкции вездеходов для перевозки грузов.

Читать статью
Вездеход для рыбалки

Может быть интересно

Вездеход для рыбалки

Как выбрать надежный и комфортный вездеход для рыбалки

Читать статью
Вездеход для военных и разведки

Может быть интересно

Вездеход для военных и разведки

Какие требования предъявляются к вездеходам для военных и разведывательных целей.

Читать статью
Болотоход СВГ-701 «Ямал»

Может быть интересно

Болотоход СВГ-701 «Ямал»

История разработки сверхпроходимого болотохода Ямал в СССР.

Читать статью
Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Может быть интересно

Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Какие требования предъявляются к вездеходам для спасателей, МЧС и пожарных.

Читать статью
Производство вездеходов в России

Может быть интересно

Производство вездеходов в России

История вездеходостроения в СССР и России

Читать статью
Вездеход для экстремальных путешествий

Может быть интересно

Вездеход для экстремальных путешествий

Что должен в себе сочетать вездеход для экстремальных путешестви

Читать статью
Вездеходы для геологических экспедиций

Может быть интересно

Вездеходы для геологических экспедиций

Чем оснащен вездеход для геологоразведки

Читать статью
Подвески на вездеходах

Может быть интересно

Подвески на вездеходах

О необходимости или ненужности подвески на вездеходе

Читать статью
Все о шнекоходах

Может быть интересно

Все о шнекоходах

Шнекороторные вездеходы и их история

Читать статью
Гусеницы для квадроцикла

Может быть интересно

Гусеницы для квадроцикла

Как переобуть ваш квадроцикл с колес на гусеницы.

Читать статью
История шин низкого давления

Может быть интересно

История шин низкого давления

История развития шин сверхнизкого давления для вездеходов и болотоходов в России.

Читать статью
Разница ATV и UTV квадроциклов

Может быть интересно

Разница ATV и UTV квадроциклов

Разбираемся в разнице ATV и UTV квадроциклов

Читать статью
Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Может быть интересно

Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Выбираем лучший российский снегоход

Читать статью
Эволюция гусениц: какие лучше

Может быть интересно

Эволюция гусениц: какие лучше

Эволюция и развитие гусениц от металлических до полимерных

Читать статью
Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Может быть интересно

Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Особенности и преимущества вездеходов на гусеничном ходу

Читать статью
Двигатель ЯМЗ 534

Может быть интересно

Двигатель ЯМЗ 534

Рассказываем об особенностях двигателя ЯМЗ 534

Читать статью
Разновидности вездеходов

Может быть интересно

Разновидности вездеходов

Рассказываем о типах вездеходов и о их различиях.

Читать статью
5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Может быть интересно

5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Для эпохи Второй мировой войны характерен расцвет машиностроения, в частности внедорожного.

Читать статью
Коллаборация Land Rover и LEGO

Может быть интересно

Коллаборация Land Rover и LEGO

К 75-летию Land Rover LEGO выпустит экспедиционный Defender 90.

Читать статью
Самовытаскиватель или лебедка Буша

Может быть интересно

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Что такое лебедка Буша, нужна ли она в багажнике вашего вездехода

Читать статью
Люк на вездеход

Может быть интересно

Люк на вездеход

Плюсы и минусы установки люка на свой внедорожник

Читать статью
Советский тепловоз-внедорожник

Может быть интересно

Советский тепловоз-внедорожник

История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.

Читать статью
Связь на бездорожье

Может быть интересно

Связь на бездорожье

Как не остаться без мобильной связи, выезжая на бездорожье и в отдаленные районы.

Читать статью
История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Может быть интересно

История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.

Читать статью

Может быть интересно

"Тревожный чемоданчик" офф-райдера

Отправляться в поездку без приспособлений, которые позволят самостоятельно справиться с затруднениями — верх легкомыс...

Читать статью
Вся правда о хай-джеках

Может быть интересно

Вся правда о хай-джеках

Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.

Читать статью

Может быть интересно

"Внедорожные" смартфоны от Land Rover

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Что делать, если заблудился

Может быть интересно

Что делать, если заблудился

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Походная аптечка: чем укомплектовать

Может быть интересно

Походная аптечка: чем укомплектовать

На природе нужно всегда быть начеку, поэтому никогда нельзя пренебрегать техникой безопасности и всегда иметь под рук...

Читать статью
Ручные лебедки

Может быть интересно

Ручные лебедки

Все, что нужно знать о ручных лебедках и их разновидностях.

Читать статью
Ночевка в лесу: что нужно знать

Может быть интересно

Ночевка в лесу: что нужно знать

Если ночь застала вас в лесу, вот несколько советов, чтобы комфортно переночевать.

Читать статью
Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Может быть интересно

Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Собираетесь покорять бездорожье на вездеходе? Вот краткие список того, что нужно не забыть взять с собой.

Читать статью
Нужен ли вам силовой бампер?

Может быть интересно

Нужен ли вам силовой бампер?

Что такое силовой бампер и есть ли у вашего внедорожника в нем необходимость.

Читать статью
О необходимости шноркеля

Может быть интересно

О необходимости шноркеля

Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.

Читать статью
Офф-роуд движение в России

Может быть интересно

Офф-роуд движение в России

Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.

Читать статью
Все о кенгурятниках

Может быть интересно

Все о кенгурятниках

Кенгурятники: как они появились, для чего нужны и законно ли устанавливать их на внедорожники и вездеходы.

Читать статью
Движение по болоту

Может быть интересно

Движение по болоту

Прохождение болот и заболоченных участков или как не увязнуть в трясине.

Читать статью
Что такое проходимость?

Может быть интересно

Что такое проходимость?

Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.

Читать статью
Лайтбар и его преимущества

Может быть интересно

Лайтбар и его преимущества

Лайтбары и светодиодные балки: дополнительное освещение для вашего вездехода или внедорожника

Читать статью
Особенности прохождения брода

Может быть интересно

Особенности прохождения брода

Безопасное и легкое преодоление бродов и других водных преград на вашем маршруте.

Читать статью
Особенности вождения ночью по бездорожью

Может быть интересно

Особенности вождения ночью по бездорожью

Едем в бездорожье ночью, что взять с собой и на что обратить внимание.

Читать статью

Еженедельный дайджест

Подпишитесь на новости

Оставайтесь в курсе событий мира вездеходов. В письме вы получите ссылки на новые статьи и новости от Компании SVS