Что такое проходимость?
Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.
Наверное, все не раз слышали о проходимости. Термин описывает способность авто или иного транспорта преодолевать разнообразные препятствия. Препятствием могут быть камни или ямы, канавы, ветки и т.д. Такая способность особенно важна при езде по бездорожью. Не каждый автомобиль преодолеет даже небольшие выбоины, не говоря уже о массивах песка, грязи или же снега. В такой ситуации используют специальный транспорт повышенной проходимости. Даже самая приспособленная машина может застрять в сложных условиях (снежное поле, болото). По такой местности в основном ездят вездеходы, особенно гусеничные или с шинами со сверхнизким давлением. А в своем время советские инженеры даже пытались спроектировать целый тепловоз-внедорожник!
Факторы, влияющие на уровень проходимости
Понятие проходимости относится не только к вездеходам и автомобилям, но и к любым другим транспортным средствам. На примере автомобильного транспорта перечислим наиболее важные показатели, напрямую влияющие на уровень проходимости:
- клиренс (величина дорожного просвета);
- значение удельного давления на поверхность;
- тип привода;
- значения мощности и крутящего момента;
- угол свеса;
- диаметр шины и особенности протекторов и грунтозацепных приспособлений;
- дополнительное оборудование (наличие шноркеля, лебедки и т.д.).
Давайте подробнее рассмотрим, как определенные свойства могут повлиять на проходимость.
Дорожный просвет и тип подвески
Дорожным просветом или клиренсом называют расстояние от самой нижней точкой корпуса авто до земли. В общем, чем больше показатель, тем лучше. У внедорожника он редко насчитывает меньше, чем 20 см, и этого в большинстве случаев вполне достаточно. Подвески могут быть как зависимыми, так и независимыми. Примером первой стал УАЗ, превосходящий по показателю проходимости даже некоторые иностранные внедорожники. Недостаток зависимых подвесок в том, что втулка становится наиболее низко расположенной частью автомобиля, поэтому авто с этой системой имеют меньший дорожный просвет, чем машины, имеющие независимую подвеску. При этом подвесная конструкция прочней, надежней и лучше обеспечивает лучшему сцепление колеса с грунтом на неровностях (вероятность завязнуть в этом случае меньше).
Преимущества независимых подвесок — меньший неподрессоренный вес, комфорт, больший дорожный просвет и более безопасное вождение на высокой скорости. К недостаткам относятся сложность конструкции и меньшая надежность. Любому типу подвески необходимо обладать высокой энергоемкостью и сопротивлением, поскольку приходится испытывать сильную нагрузку, в особенности на неровной местности.
Типы привода
Полноприводные колеса необходимы для внедорожников. Такой привод бывает либо постоянным, как у Нивы, либо с жестким подключением, как у УАЗика. Механизм постоянного привода обычно оснащен блокируемым межосевым дифференциалом, равномерно распределяющим крутящий момент на переднюю и заднюю оси. Есть и еще более продвинутые полноприводные системы, имеющие электронное распределение крутящего момента, а также другие особенности.
Давление на поверхность и покрышки
Этот весьма неоднозначный параметр тоже оказывает сильное влияние на проходимость. Неоднозначностью объясняется тот факт, что в одних случаях предпочтительнее более высокое давление, а в других — более низкое. Для гусеничных вездеходов, как, например SVS, этот параметр не имеет значения. Все зависит от грунта. Например, в не слишком глубокой грязи авто с узкими шинами будет двигаться надежнее, чем с более широкими. Причина состоит в повышенном удельном давлении. Именно поэтому, хотя «Запорожец» не задумывался как внедорожник, он обладает хорошей проходимостью по бездорожью благодаря узким шинам и расположенному сзади двигателю. Напротив, квадроциклы, оказывающие высокое удельное давление могут запросто застрять брюхом в вязком грунте. На подобных покрытиях целесообразно применять широкие шины с низким и очень низким давлением, а также большим диаметром. Вездеходы с такими шинами могут двигаться по болотам, грязи и даже воде.
Добавочное оборудование
Для увеличения возможностей вездеходов и внедорожников на них часто устанавливают:
- шноркели для переправ вброд;
- силовые бамперы и кенгурятники;
- отбойники веток;
- лебедки и т.д.
Эти дополнения часто способствуют улучшенной проходимости транспортного средства. Они позволяют преодолевать даже наиболее трудные преграды и при этом снижают риски каких бы то ни было повреждений. Тем не менее, полагаться исключительно на данные приспособления не следует. Ведь не просто так среди водителей в ходу поговорка: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Поэтому не менее важной, чем наличие приспособлений для езды по бездорожью, является трезвая оценка собственных возможностей, позволяющая ездить не только уверенно, но и безопасно.