Что такое проходимость?

Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.

Что такое проходимость?

Наверное, все не раз слышали о проходимости. Термин описывает способность авто или иного транспорта преодолевать разнообразные препятствия. Препятствием могут быть камни или ямы, канавы, ветки и т.д. Такая способность особенно важна при езде по бездорожью. Не каждый автомобиль преодолеет даже небольшие выбоины, не говоря уже о массивах песка, грязи или же снега. В такой ситуации используют специальный транспорт повышенной проходимости. Даже самая приспособленная машина может застрять в сложных условиях (снежное поле, болото). По такой местности в основном ездят вездеходы, особенно гусеничные или с шинами со сверхнизким давлением. А в своем время советские инженеры даже пытались спроектировать целый тепловоз-внедорожник!

Факторы, влияющие на уровень проходимости

Понятие проходимости относится не только к вездеходам и автомобилям, но и к любым другим транспортным средствам. На примере автомобильного транспорта перечислим наиболее важные показатели, напрямую влияющие на уровень проходимости:

  • клиренс (величина дорожного просвета);
  • значение удельного давления на поверхность;
  • тип привода;
  • значения мощности и крутящего момента;
  • угол свеса;
  • диаметр шины и особенности протекторов и грунтозацепных приспособлений;
  • дополнительное оборудование (наличие шноркеля, лебедки и т.д.).

Давайте подробнее рассмотрим, как определенные свойства могут повлиять на проходимость.

Клиренс гусеничного вездехода

Дорожный просвет и тип подвески

Дорожным просветом или клиренсом называют расстояние от самой нижней точкой корпуса авто до земли. В общем, чем больше показатель, тем лучше. У внедорожника он редко насчитывает меньше, чем 20 см, и этого в большинстве случаев вполне достаточно. Подвески могут быть как зависимыми, так и независимыми. Примером первой стал УАЗ, превосходящий по показателю проходимости даже некоторые иностранные внедорожники. Недостаток зависимых подвесок в том, что втулка становится наиболее низко расположенной частью автомобиля, поэтому авто с этой системой имеют меньший дорожный просвет, чем машины, имеющие независимую подвеску. При этом подвесная конструкция прочней, надежней и лучше обеспечивает лучшему сцепление колеса с грунтом на неровностях (вероятность завязнуть в этом случае меньше).

Преимущества независимых подвесок — меньший неподрессоренный вес, комфорт, больший дорожный просвет и более безопасное вождение на высокой скорости. К недостаткам относятся сложность конструкции и меньшая надежность. Любому типу подвески необходимо обладать высокой энергоемкостью и сопротивлением, поскольку приходится испытывать сильную нагрузку, в особенности на неровной местности.

Типы привода

Полноприводные колеса необходимы для внедорожников. Такой привод бывает либо постоянным, как у Нивы, либо с жестким подключением, как у УАЗика. Механизм постоянного привода обычно оснащен блокируемым межосевым дифференциалом, равномерно распределяющим крутящий момент на переднюю и заднюю оси. Есть и еще более продвинутые полноприводные системы, имеющие электронное распределение крутящего момента, а также другие особенности.

Давление на поверхность и покрышки

Этот весьма неоднозначный параметр тоже оказывает сильное влияние на проходимость. Неоднозначностью объясняется тот факт, что в одних случаях предпочтительнее более высокое давление, а в других — более низкое. Для гусеничных вездеходов, как, например SVS, этот параметр не имеет значения. Все зависит от грунта. Например, в не слишком глубокой грязи авто с узкими шинами будет двигаться надежнее, чем с более широкими. Причина состоит в повышенном удельном давлении. Именно поэтому, хотя «Запорожец» не задумывался как внедорожник, он обладает хорошей проходимостью по бездорожью благодаря узким шинам и расположенному сзади двигателю. Напротив, квадроциклы, оказывающие высокое удельное давление могут запросто застрять брюхом в вязком грунте. На подобных покрытиях целесообразно применять широкие шины с низким и очень низким давлением, а также большим диаметром. Вездеходы с такими шинами могут двигаться по болотам, грязи и даже воде.

Добавочное оборудование

Для увеличения возможностей вездеходов и внедорожников на них часто устанавливают:

Эти дополнения часто способствуют улучшенной проходимости транспортного средства. Они позволяют преодолевать даже наиболее трудные преграды и при этом снижают риски каких бы то ни было повреждений. Тем не менее, полагаться исключительно на данные приспособления не следует. Ведь не просто так среди водителей в ходу поговорка: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Поэтому не менее важной, чем наличие приспособлений для езды по бездорожью, является трезвая оценка собственных возможностей, позволяющая ездить не только уверенно, но и безопасно.

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Может быть интересно

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Что такое лебедка Буша, нужна ли она в багажнике вашего вездехода

Читать статью
Люк на вездеход

Может быть интересно

Люк на вездеход

Плюсы и минусы установки люка на свой внедорожник

Читать статью
Советский тепловоз-внедорожник

Может быть интересно

Советский тепловоз-внедорожник

История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.

Читать статью
Связь на бездорожье

Может быть интересно

Связь на бездорожье

Как не остаться без мобильной связи, выезжая на бездорожье и в отдаленные районы.

Читать статью
История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Может быть интересно

История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.

Читать статью

Может быть интересно

"Тревожный чемоданчик" офф-райдера

Отправляться в поездку без приспособлений, которые позволят самостоятельно справиться с затруднениями — верх легкомыс...

Читать статью
Вся правда о хай-джеках

Может быть интересно

Вся правда о хай-джеках

Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.

Читать статью

Может быть интересно

"Внедорожные" смартфоны от Land Rover

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Что делать, если заблудился

Может быть интересно

Что делать, если заблудился

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Походная аптечка: чем укомплектовать

Может быть интересно

Походная аптечка: чем укомплектовать

На природе нужно всегда быть начеку, поэтому никогда нельзя пренебрегать техникой безопасности и всегда иметь под рук...

Читать статью
Ручные лебедки

Может быть интересно

Ручные лебедки

Все, что нужно знать о ручных лебедках и их разновидностях.

Читать статью
Ночевка в лесу: что нужно знать

Может быть интересно

Ночевка в лесу: что нужно знать

Если ночь застала вас в лесу, вот несколько советов, чтобы комфортно переночевать.

Читать статью
Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Может быть интересно

Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Собираетесь покорять бездорожье на вездеходе? Вот краткие список того, что нужно не забыть взять с собой.

Читать статью
Нужен ли вам силовой бампер?

Может быть интересно

Нужен ли вам силовой бампер?

Что такое силовой бампер и есть ли у вашего внедорожника в нем необходимость.

Читать статью
О необходимости шноркеля

Может быть интересно

О необходимости шноркеля

Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.

Читать статью
Офф-роуд движение в России

Может быть интересно

Офф-роуд движение в России

Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.

Читать статью
Все о кенгурятниках

Может быть интересно

Все о кенгурятниках

Кенгурятники: как они появились, для чего нужны и законно ли устанавливать их на внедорожники и вездеходы.

Читать статью
Движение по болоту

Может быть интересно

Движение по болоту

Прохождение болот и заболоченных участков или как не увязнуть в трясине.

Читать статью
Лайтбар и его преимущества

Может быть интересно

Лайтбар и его преимущества

Лайтбары и светодиодные балки: дополнительное освещение для вашего вездехода или внедорожника

Читать статью
Особенности прохождения брода

Может быть интересно

Особенности прохождения брода

Безопасное и легкое преодоление бродов и других водных преград на вашем маршруте.

Читать статью
Особенности вождения ночью по бездорожью

Может быть интересно

Особенности вождения ночью по бездорожью

Едем в бездорожье ночью, что взять с собой и на что обратить внимание.

Читать статью

Еженедельный дайджест

Подпишитесь на новости

Оставайтесь в курсе событий мира вездеходов. В письме вы получите ссылки на новые статьи и новости от Компании SVS