История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.

История легендарного советского внедорожника УАЗ-469

Говоря о наиболее удачных творениях Ульяновского автомобильного завода, хочется вспомнить легендарный УАЗ-469. За шестьдесят с лишним лет, прошедших с момента выпуска его пробного образца, он честно заслужил звание воина, труженика и патриота. В народе этот внедорожник ласково именуют «уазиком». В разные годы на заводе были разработаны и собраны одиннадцать разновидностей названной модели. Каждая версия заслуживает того, чтобы сегодня рассказать о ней подробнее.

Внедорожник УАЗ-469 и его клоны

Знакомый советским гражданам под именем «Козла» или «Бобика» внедорожник был создан неслучайно. В первые годы Великой Отечественной войны преимущество технического оснащения немецкой армии стало для советского руководства неприятным, но очевидным фактом. Быстрое продвижение врага вглубь территории Советского Союза было обусловлено, кроме всего прочего, наличием у немцев множества мощных машин, отличавшихся высокой проходимостью в условиях бездорожья.

Когда наша страна начала восстанавливаться после Великой Победы, военные подняли вопрос о необходимости создания на отечественных предприятиях внедорожников, которые могли стать надёжным подспорьем в вопросах обороны. Таким верным помощником для бойцов Красной армии десятилетиями был УАЗ-469 во множестве своих модификаций.

УАЗ-460/469 (1958 — 1959)

К разработке отечественной версии автомобиля повышенной проходимости инженеры-конструкторы Ульяновского автозавода были привлечены ещё в 1955 году. Увековечить свой замысел в металле им удалось через три года. Двойное название машины объясняется тем обстоятельством, что модель на стадии проектирования была обозначена как №460, а в собранном виде ей присвоили №469.

Для исходной версии УАЗа было характерно заднее расположение двигателя. В салоне автомобиля конструкторы предусмотрели восемь посадочных мест.

Проектируя джип, специалисты завода руководствовались заказом Министерства обороны Советского союза: планировали запустить производство автомобиля-амфибии. Помимо плавучести, советский джип должен был отличаться такими преимуществами, как повышенная грузоподъёмность (не менее восьмисот килограммов) и способность беспрепятственно передвигаться по танковой колее.

От замысла плавающего джипа скоро пришлось отказаться. Заказчик задумался о возможности установки на джип безоткатного орудия, а заднее расположение моторного отсека на уже спроектированной амфибии угрожало проникновением пороховых газов в двигатель. Впоследствии и замысел с безоткатным оружием потерял свою актуальность.

УАЗ-460/469 (1959 — 1960)

По сути, данная разновидность мало отличалась от модели-первопроходца. Небольшая разница была связана с асимметричным расположением дверей у второй версии: одна находилась на стороне водителя и две располагались на противоположной части автомобиля.

УАЗ-460/469 (1958)

Первый прототип знаменитого внедорожника (слева). УАЗик, в котором три двери (справа).

УАЗ-469 (1961)

Работая над этой версией, конструкторы прислушивались к пожеланиям представителей Министерства обороны относительно пропорций кузова машины. Именно в это время окончательно утвердился привычный нам дизайн автомобиля, была определена его эмблема. Внедорожник впервые предстал на широкое обозрение в рамках Выставки достижений народного хозяйства в Москве.

Новая модель УАЗа добилась успеха в испытаниях, где были задействованы натовские внедорожники. Советский джип обошёл западных конкурентов на танковом полигоне, не оставив им шанса на победу. Не менее эффектным было участие нашего уазика в пробеге, маршрут которого включал в себя страны Средней Азии и Памир.

УАЗ-469 (1962)

На этом этапе появляется очередной вариант, выполненный в рамках стандарта, но отличающийся от него отсутствием натянутого тента сверху — своего рода кабриолет.

УАЗ-469 (1962)

Предсерийный образец «Козлика» (слева), УАЗик-кабриолет (справа)

УАЗ-469 (1972)

К 1972 году методом проб и ошибок был создан тот самый легендарный вариант УАЗ-469, с которого открылось серийное производство внедорожников на Ульяновском автозаводе. Именно этой моделью внедорожника на протяжении десятилетий оснащалась не только наша армия, но и войска дружественных европейских стран.

Забавное прозвище «Козёл» советский джип получил в наследство от автомобиля ГАЗ-64 (каждый, кто хоть раз прокатился в нём, знает о его способности подпрыгивать на кочках, подобно горному козлу).

УАЗ-469БГ (1973)

На основе зарегистрированной в 1972 году стандартной модели специалисты завода разработали версию УАЗа, востребованную в советской медицине. Дороги вдали от больших городов, в сёлах средней полосы, на горных перевалах всегда были далеки от идеала. Чтобы оказывать неотложную помощь сельским пациентам, до них надо было ещё добраться. Благодаря УАЗ-469БГ сделать это стало намного проще и быстрее. Для данной версии джипа было предусмотрено наличие посадочных мест для медработников, а также место, чтобы разместить носилки.

УАЗ-469ВБ «Буревестник»

Отдельные модели УАЗа были «заточены» под нужды определённых войск Советской армии. Так, например, в середине семидесятых годов пограничники получили в своё распоряжение обновлённую версию внедорожника, которая основывалась на стандарте, но при этом была модернизирована с учётом пожеланий командования. Было решено дать этой модели романтическое и гордое имя — «Буревестник». У нового автомобиля, в отличие от предшественников, была цельнометаллическая крыша. Среди полезных приспособлений следует отметить наличие креплений, позволяющих установить на автомобиль прожекторы, разместить лыжи.

УАЗ-469БГ (1973) и УАЗ-469ВБ «Буревестник» (1980)

УАЗ-469 для оказания медицинской помощи (слева), Советские пограничники имели свой собственный УАЗик «Буревестник» (справа)

УАЗ-469М (1976)

Очередная версия, выпущенная на конвейер, претерпела некоторые изменения в устройстве и имела незначительные отличия в дизайне (изменения коснулись решётки радиатора).

УАЗ-469П (1962)

Эта модель не вышла в серийное производство, её выпуск ограничили двумя опытными образцами. Предполагалось, что такой внедорожник мог бы быть полезен Министерству связи (буква П в названии расшифровывалась как «почтовый»).

УАЗ-469М (1976) и УАЗ-469П (1962)

УАЗ, который продолжал производиться и в нынешнем столетии (слева), Почтовый УАЗик, который не пошёл в серию (справа)

УАЗ-469РХ (1973)

Оценить достоинства внедорожника этого образца смогли военные, несущие службу в радиохимических войсках. «Козёл» с маркировкой 469РХ позволял без помех проникнуть в удалённую от цивилизации, непроходимую местность, чтобы взять там пробы воды и грунта, измерить уровень заражённости окружающей среды.

Внедорожник был оснащён специальным оборудованием. Разработчики предусмотрели также место для хранения костюмов химической защиты, наличие устройства для запуска ракет.

В салоне свободно могли разместиться четверо представителей отделения РХБР.

НАМИ-УАЗ-469Б (1977)

В 1977 году ульяновский автозавод в тандеме с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) работал над созданием опытного образца внедорожника. Среди характеристик новой модели следует отметить повышенную комфортность машины. От предыдущих версий УАЗа НАМИ-УАЗ-469Б отличается наличием жёсткой покатой крыши. К преимуществам модели также стоит отнести следующие особенности:

  • наличие модернизированной панели приборов;
  • цельные двери и лобовое стекло;
  • нижние очистители стёкол;
  • пластиковая отделка на фальш-радиаторной решётке.

Попытка осовременить автомобиль могла считаться вполне успешной, но о серийном производстве речи не шло — новая версия машины не укладывалась в рамки международных стандартов.

УАЗ-469РХ (1973) и НАМИ-УАЗ-469Б (1977)

Оригинальная модификация УАЗ-469 (слева), Попытка сделать УАЗ-469 более комфортным (справа)

Когда копать: подходящее время года для копа

Может быть интересно

Когда копать: подходящее время года для копа

Выясняем, когда лучше отправляться на коп

Читать статью
Как улучшить сцепление шин с дорогой

Может быть интересно

Как улучшить сцепление шин с дорогой

9 способов улучшить сцепление колес с дорогой

Читать статью
Обзор 3-х российских мотовездеходов

Может быть интересно

Обзор 3-х российских мотовездеходов

Сравниваем 3 российских легких мотовездехода

Читать статью
Американский вездеход Snow Cruiser

Может быть интересно

Американский вездеход Snow Cruiser

Рассказываем историю американского вездехода-исполина Snow Cruiser

Читать статью
Что такое каракат?

Может быть интересно

Что такое каракат?

Рассказываем про каракат — машину, появившуюся в 80-х годах в Вологодской области.

Читать статью
Отечественный глиссер

Может быть интересно

Отечественный глиссер "Дрозд"

Рассказываем про необычный проект «Балтийской машиностроительной компании»

Читать статью
Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Может быть интересно

Тюнинг снегохода для зимней рыбалки

Как подготовить свой снегоход к зимней рыбалке

Читать статью
Что можно установить на новый квадроцикл

Может быть интересно

Что можно установить на новый квадроцикл

Варианты тюнинга свежекупленного квадроцикла.

Читать статью
Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Может быть интересно

Что взять с собой на охоту, рыбалку или коп

Инструменты и вещи, без которых невозможно уехать на рыбалку, охоту или для копа.

Читать статью
Типы и виды усилителей руля

Может быть интересно

Типы и виды усилителей руля

Рассказываем про гидро-, электро- и электрогидроусилители руля

Читать статью
Типы и виды редукторов

Может быть интересно

Типы и виды редукторов

Рассказываем про типы редукторов и их особенности.

Читать статью
Материалы коробок переключения передач

Может быть интересно

Материалы коробок переключения передач

Рассказываем про самые популярные материалы для КПП.

Читать статью
Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Может быть интересно

Защитное покрытие для вездеходов Plasti Dip

Защитное резиновое покрытие для техники Plasti Dip.

Читать статью
АКПП на вездеходах

Может быть интересно

АКПП на вездеходах

Стоит ли покупать вездеход на АКПП?

Читать статью
Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Может быть интересно

Почему у советских внедорожников и грузовиков были разделенные лобовые стекла

Рассказываем, почему в советских внедорожниках и технике зачастую ставили двойные лобвые стекла.

Читать статью
Вездеход для отдыха на природе

Может быть интересно

Вездеход для отдыха на природе

Как отправиться на природу на вездеходе и как выбрать транспорт для такой поездки.

Читать статью
Вездеход для грузоперевозок

Может быть интересно

Вездеход для грузоперевозок

Все об особенностях конструкции вездеходов для перевозки грузов.

Читать статью
Полярный вездеход «Пингвин»

Может быть интересно

Полярный вездеход «Пингвин»

История создания легендарного полярного вездехода «Пингвин».

Читать статью
Вездеход для рыбалки

Может быть интересно

Вездеход для рыбалки

Как выбрать надежный и комфортный вездеход для рыбалки

Читать статью
Вездеход для военных и разведки

Может быть интересно

Вездеход для военных и разведки

Какие требования предъявляются к вездеходам для военных и разведывательных целей.

Читать статью
Болотоход СВГ-701 «Ямал»

Может быть интересно

Болотоход СВГ-701 «Ямал»

История разработки сверхпроходимого болотохода Ямал в СССР.

Читать статью
Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Может быть интересно

Вездеход для спасателей, пожарных, МЧС

Какие требования предъявляются к вездеходам для спасателей, МЧС и пожарных.

Читать статью
Производство вездеходов в России

Может быть интересно

Производство вездеходов в России

История вездеходостроения в СССР и России

Читать статью
Вездеход для экстремальных путешествий

Может быть интересно

Вездеход для экстремальных путешествий

Что должен в себе сочетать вездеход для экстремальных путешестви

Читать статью
Вездеходы для геологических экспедиций

Может быть интересно

Вездеходы для геологических экспедиций

Чем оснащен вездеход для геологоразведки

Читать статью
Подвески на вездеходах

Может быть интересно

Подвески на вездеходах

О необходимости или ненужности подвески на вездеходе

Читать статью
Все о шнекоходах

Может быть интересно

Все о шнекоходах

Шнекороторные вездеходы и их история

Читать статью
Гусеницы для квадроцикла

Может быть интересно

Гусеницы для квадроцикла

Как переобуть ваш квадроцикл с колес на гусеницы.

Читать статью
История шин низкого давления

Может быть интересно

История шин низкого давления

История развития шин сверхнизкого давления для вездеходов и болотоходов в России.

Читать статью
Разница ATV и UTV квадроциклов

Может быть интересно

Разница ATV и UTV квадроциклов

Разбираемся в разнице ATV и UTV квадроциклов

Читать статью
Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Может быть интересно

Лучший снегоход для охоты и рыбалки

Выбираем лучший российский снегоход

Читать статью
Эволюция гусениц: какие лучше

Может быть интересно

Эволюция гусениц: какие лучше

Эволюция и развитие гусениц от металлических до полимерных

Читать статью
Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Может быть интересно

Вездеходы-амфибии на гусеничном ходу

Особенности и преимущества вездеходов на гусеничном ходу

Читать статью
Двигатель ЯМЗ 534

Может быть интересно

Двигатель ЯМЗ 534

Рассказываем об особенностях двигателя ЯМЗ 534

Читать статью
Разновидности вездеходов

Может быть интересно

Разновидности вездеходов

Рассказываем о типах вездеходов и о их различиях.

Читать статью
5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Может быть интересно

5 лучших внедорожников времен Второй мировой войны

Для эпохи Второй мировой войны характерен расцвет машиностроения, в частности внедорожного.

Читать статью
Коллаборация Land Rover и LEGO

Может быть интересно

Коллаборация Land Rover и LEGO

К 75-летию Land Rover LEGO выпустит экспедиционный Defender 90.

Читать статью
Самовытаскиватель или лебедка Буша

Может быть интересно

Самовытаскиватель или лебедка Буша

Что такое лебедка Буша, нужна ли она в багажнике вашего вездехода

Читать статью
Люк на вездеход

Может быть интересно

Люк на вездеход

Плюсы и минусы установки люка на свой внедорожник

Читать статью
Советский тепловоз-внедорожник

Может быть интересно

Советский тепловоз-внедорожник

История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.

Читать статью
Связь на бездорожье

Может быть интересно

Связь на бездорожье

Как не остаться без мобильной связи, выезжая на бездорожье и в отдаленные районы.

Читать статью

Может быть интересно

"Тревожный чемоданчик" офф-райдера

Отправляться в поездку без приспособлений, которые позволят самостоятельно справиться с затруднениями — верх легкомыс...

Читать статью
Вся правда о хай-джеках

Может быть интересно

Вся правда о хай-джеках

Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.

Читать статью

Может быть интересно

"Внедорожные" смартфоны от Land Rover

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Что делать, если заблудился

Может быть интересно

Что делать, если заблудился

Как не потеряться на природе или быть быстрее найденным, если это все-таки произошло.

Читать статью
Походная аптечка: чем укомплектовать

Может быть интересно

Походная аптечка: чем укомплектовать

На природе нужно всегда быть начеку, поэтому никогда нельзя пренебрегать техникой безопасности и всегда иметь под рук...

Читать статью
Ручные лебедки

Может быть интересно

Ручные лебедки

Все, что нужно знать о ручных лебедках и их разновидностях.

Читать статью
Ночевка в лесу: что нужно знать

Может быть интересно

Ночевка в лесу: что нужно знать

Если ночь застала вас в лесу, вот несколько советов, чтобы комфортно переночевать.

Читать статью
Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Может быть интересно

Что нужно взять с собой в поездку на вездеходе по бездорожью

Собираетесь покорять бездорожье на вездеходе? Вот краткие список того, что нужно не забыть взять с собой.

Читать статью
Нужен ли вам силовой бампер?

Может быть интересно

Нужен ли вам силовой бампер?

Что такое силовой бампер и есть ли у вашего внедорожника в нем необходимость.

Читать статью
О необходимости шноркеля

Может быть интересно

О необходимости шноркеля

Для чего нужен шноркель, его недостатки и преимущества при езде по бездорожью.

Читать статью
Офф-роуд движение в России

Может быть интересно

Офф-роуд движение в России

Развитие офф-роуд движения в России от зарождения до сегодняшних дней, фестивали и ралли для вездеходов и внедорожников.

Читать статью
Все о кенгурятниках

Может быть интересно

Все о кенгурятниках

Кенгурятники: как они появились, для чего нужны и законно ли устанавливать их на внедорожники и вездеходы.

Читать статью
Движение по болоту

Может быть интересно

Движение по болоту

Прохождение болот и заболоченных участков или как не увязнуть в трясине.

Читать статью
Что такое проходимость?

Может быть интересно

Что такое проходимость?

Что такое проходимость и факторы на нее влияющие.

Читать статью
Лайтбар и его преимущества

Может быть интересно

Лайтбар и его преимущества

Лайтбары и светодиодные балки: дополнительное освещение для вашего вездехода или внедорожника

Читать статью
Особенности прохождения брода

Может быть интересно

Особенности прохождения брода

Безопасное и легкое преодоление бродов и других водных преград на вашем маршруте.

Читать статью
Особенности вождения ночью по бездорожью

Может быть интересно

Особенности вождения ночью по бездорожью

Едем в бездорожье ночью, что взять с собой и на что обратить внимание.

Читать статью

Еженедельный дайджест

Подпишитесь на новости

Оставайтесь в курсе событий мира вездеходов. В письме вы получите ссылки на новые статьи и новости от Компании SVS