История легендарного советского внедорожника УАЗ-469
Проследим путь создания легендарного внедорожника УАЗ-469.
Говоря о наиболее удачных творениях Ульяновского автомобильного завода, хочется вспомнить легендарный УАЗ-469. За шестьдесят с лишним лет, прошедших с момента выпуска его пробного образца, он честно заслужил звание воина, труженика и патриота. В народе этот внедорожник ласково именуют «уазиком». В разные годы на заводе были разработаны и собраны одиннадцать разновидностей названной модели. Каждая версия заслуживает того, чтобы сегодня рассказать о ней подробнее.
Внедорожник УАЗ-469 и его клоны
Знакомый советским гражданам под именем «Козла» или «Бобика» внедорожник был создан неслучайно. В первые годы Великой Отечественной войны преимущество технического оснащения немецкой армии стало для советского руководства неприятным, но очевидным фактом. Быстрое продвижение врага вглубь территории Советского Союза было обусловлено, кроме всего прочего, наличием у немцев множества мощных машин, отличавшихся высокой проходимостью в условиях бездорожья.
Когда наша страна начала восстанавливаться после Великой Победы, военные подняли вопрос о необходимости создания на отечественных предприятиях внедорожников, которые могли стать надёжным подспорьем в вопросах обороны. Таким верным помощником для бойцов Красной армии десятилетиями был УАЗ-469 во множестве своих модификаций.
УАЗ-460/469 (1958 — 1959)
К разработке отечественной версии автомобиля повышенной проходимости инженеры-конструкторы Ульяновского автозавода были привлечены ещё в 1955 году. Увековечить свой замысел в металле им удалось через три года. Двойное название машины объясняется тем обстоятельством, что модель на стадии проектирования была обозначена как №460, а в собранном виде ей присвоили №469.
Для исходной версии УАЗа было характерно заднее расположение двигателя. В салоне автомобиля конструкторы предусмотрели восемь посадочных мест.
Проектируя джип, специалисты завода руководствовались заказом Министерства обороны Советского союза: планировали запустить производство автомобиля-амфибии. Помимо плавучести, советский джип должен был отличаться такими преимуществами, как повышенная грузоподъёмность (не менее восьмисот килограммов) и способность беспрепятственно передвигаться по танковой колее.
От замысла плавающего джипа скоро пришлось отказаться. Заказчик задумался о возможности установки на джип безоткатного орудия, а заднее расположение моторного отсека на уже спроектированной амфибии угрожало проникновением пороховых газов в двигатель. Впоследствии и замысел с безоткатным оружием потерял свою актуальность.
УАЗ-460/469 (1959 — 1960)
По сути, данная разновидность мало отличалась от модели-первопроходца. Небольшая разница была связана с асимметричным расположением дверей у второй версии: одна находилась на стороне водителя и две располагались на противоположной части автомобиля.
УАЗ-469 (1961)
Работая над этой версией, конструкторы прислушивались к пожеланиям представителей Министерства обороны относительно пропорций кузова машины. Именно в это время окончательно утвердился привычный нам дизайн автомобиля, была определена его эмблема. Внедорожник впервые предстал на широкое обозрение в рамках Выставки достижений народного хозяйства в Москве.
Новая модель УАЗа добилась успеха в испытаниях, где были задействованы натовские внедорожники. Советский джип обошёл западных конкурентов на танковом полигоне, не оставив им шанса на победу. Не менее эффектным было участие нашего уазика в пробеге, маршрут которого включал в себя страны Средней Азии и Памир.
УАЗ-469 (1962)
На этом этапе появляется очередной вариант, выполненный в рамках стандарта, но отличающийся от него отсутствием натянутого тента сверху — своего рода кабриолет.
УАЗ-469 (1972)
К 1972 году методом проб и ошибок был создан тот самый легендарный вариант УАЗ-469, с которого открылось серийное производство внедорожников на Ульяновском автозаводе. Именно этой моделью внедорожника на протяжении десятилетий оснащалась не только наша армия, но и войска дружественных европейских стран.
Забавное прозвище «Козёл» советский джип получил в наследство от автомобиля ГАЗ-64 (каждый, кто хоть раз прокатился в нём, знает о его способности подпрыгивать на кочках, подобно горному козлу).
УАЗ-469БГ (1973)
На основе зарегистрированной в 1972 году стандартной модели специалисты завода разработали версию УАЗа, востребованную в советской медицине. Дороги вдали от больших городов, в сёлах средней полосы, на горных перевалах всегда были далеки от идеала. Чтобы оказывать неотложную помощь сельским пациентам, до них надо было ещё добраться. Благодаря УАЗ-469БГ сделать это стало намного проще и быстрее. Для данной версии джипа было предусмотрено наличие посадочных мест для медработников, а также место, чтобы разместить носилки.
УАЗ-469ВБ «Буревестник»
Отдельные модели УАЗа были «заточены» под нужды определённых войск Советской армии. Так, например, в середине семидесятых годов пограничники получили в своё распоряжение обновлённую версию внедорожника, которая основывалась на стандарте, но при этом была модернизирована с учётом пожеланий командования. Было решено дать этой модели романтическое и гордое имя — «Буревестник». У нового автомобиля, в отличие от предшественников, была цельнометаллическая крыша. Среди полезных приспособлений следует отметить наличие креплений, позволяющих установить на автомобиль прожекторы, разместить лыжи.
УАЗ-469М (1976)
Очередная версия, выпущенная на конвейер, претерпела некоторые изменения в устройстве и имела незначительные отличия в дизайне (изменения коснулись решётки радиатора).
УАЗ-469П (1962)
Эта модель не вышла в серийное производство, её выпуск ограничили двумя опытными образцами. Предполагалось, что такой внедорожник мог бы быть полезен Министерству связи (буква П в названии расшифровывалась как «почтовый»).
УАЗ-469РХ (1973)
Оценить достоинства внедорожника этого образца смогли военные, несущие службу в радиохимических войсках. «Козёл» с маркировкой 469РХ позволял без помех проникнуть в удалённую от цивилизации, непроходимую местность, чтобы взять там пробы воды и грунта, измерить уровень заражённости окружающей среды.
Внедорожник был оснащён специальным оборудованием. Разработчики предусмотрели также место для хранения костюмов химической защиты, наличие устройства для запуска ракет.
В салоне свободно могли разместиться четверо представителей отделения РХБР.
НАМИ-УАЗ-469Б (1977)
В 1977 году ульяновский автозавод в тандеме с Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) работал над созданием опытного образца внедорожника. Среди характеристик новой модели следует отметить повышенную комфортность машины. От предыдущих версий УАЗа НАМИ-УАЗ-469Б отличается наличием жёсткой покатой крыши. К преимуществам модели также стоит отнести следующие особенности:
- наличие модернизированной панели приборов;
- цельные двери и лобовое стекло;
- нижние очистители стёкол;
- пластиковая отделка на фальш-радиаторной решётке.
Попытка осовременить автомобиль могла считаться вполне успешной, но о серийном производстве речи не шло — новая версия машины не укладывалась в рамки международных стандартов.