Советский тепловоз-внедорожник
История создания первого в мире советского тепловоза-внедорожника.
Производство автомобилей в СССР никогда не ограничивалось выпуском исключительно востребованных потребителями, поставленных в серийное производство моделей. В этой сфере всегда были уместны смелые эксперименты. Порой перед конструкторами ставились весьма неординарные задачи, поэтому результат их труда сегодня может удивлять, вызывать непонимание, но равнодушным точно никого не оставит.
В плане работы над экспериментальными проектами, восьмидесятые годы стали очень продуктивными для сотрудников Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана. Именно в это время на базе университета был спроектирован тепловоз-внедорожник. Эксперимент был актуальным и соответствовал духу эпохи. В случае успеха дерзкого замысла в распоряжении советских граждан появилась бы машина, способная перемещать в любую точку огромной страны массивные грузы.
Для создания тепловоза, который передвигался бы не по рельсам, а на автомобильных колёсах, была взята за основу конструкция железнодорожного тягача ДМ62-1727, имеющего тепловой привод. Соответствующие такой нешуточной массе колёса найти было непросто. Подходящей колёсной базой располагала артиллерийская установка «Ураган». У неё и было решено позаимствовать шестиосное шасси, изготовленное на Минском заводе колёсных тягачей. В итоге уже в девяностые годы, в соответствии с заказом Министерства обороны, в Бронницах увидела свет громоздкая конструкция устрашающего вида. Сила этого тягача многократно превышала возможности его предшественников.
Перемещаться тепловоз должен был в результате усилий асинхронных электромоторов, расположенных в ступицах колёс. Аккумуляторы для обеспечения их бесперебойной работы располагались в ящиках, прикреплённых к бортам машины. Сложно сказать сейчас, как военные собирались тогда использовать тепловоз. Есть мнение, что благодаря способности генерировать мощность в несколько тысяч кВт⋅ч его хотели применять как передвижную электростанцию.
Своё детище разработчики почему-то нарекли Машкой. Правда, злые языки утверждали, что имя Ведьма в этом случае больше соответствовало бы образу: настолько недружелюбно выглядел поезд на колёсах.
Назвать конструкцию тепловоза безупречной не повернётся язык. Одной из наиболее досадных помех для эффективного использования машины была постоянная утечка технических жидкостей. Воспользоваться непревзойдённой мощностью тягача на благо страны, к сожалению, особо не довелось. Усилия и средства, затраченные на воплощение идеи в жизнь, не окупились.
По своему прямому назначению тепловоз Машка не используется уже порядка двадцати лет. Увидеть поезд-внедорожник сегодня можно в Бронницах.