История шин низкого давления
История развития шин сверхнизкого давления для вездеходов и болотоходов в России.

Производство шин низкого давления восходит к концу 80-ых годов минувшего столетия. Когда пневмоходы только начали входить в эксплуатацию, роль движителя в их конструкции отводилась авиационным камерам, а также шинам, которые применялись на больших грузовиках. Фиксация шины осуществлялась с помощью поперечных ремней, на которые в ряде случаев приклёпывали уголки, выступающие в роли металлических грунтозацепов. Хотя пластичная резина на камерах большинства лёгких машин и без этой дополнительной меры обеспечивала хорошее сцепление с грунтом.
В начале 90-ых годов прошлого века увидел свет четырёхколёсный снегоболотоход «Мамонтёнок» (так нарекли его конструкторы, минские инженеры Владимир Ряго и Виктор Радкевич). Чтобы улучшить сцепление с грунтом, на камеру надели тракторную покрышку, с поверхности которой удалили часть грунтозацепов.
Во второй половине 90-ых годов вездеходы снабдили тонкостенными покрышками двух видов:
- диагональными тонкостенными шинами размера 1150×370-20″ с рисунком протектора «елка» и грунтозацепами высотой 20-25 мм;
- диагональными тонкостенными шинами размера 1325×480-24″ с рисунком проектора «ромбовидная шашка».
Такие покрышки были предусмотрены специалистами ассоциации «Арктиктранс» для вездехода «Лопасня» (а впоследствии и для вездехода-амфибии «Арктика»).

Вездеход Лопасня
Стараниями Валерия Владимировича Лебедева, бывшего сотрудника Ярославского шинного завода, получилось разработать и наладить производство улучшенных тонкостенных шин на каркасе из тонкой кордной ткани, снабжённых массивными пластичными грунтозацепами (патент №50470).

Различные рисунки протектора на шинах сверхнизкого давления для вездеходов
Развитию производства шин низкого давления способствовали требования российской действительности. Значительное количество территорий, для которых характерна затруднённая проходимость транспорта, породило спрос на новые тонкостенные шины с разнообразием рисунков протектора:
- на шинах 1300х700-21″ и 1300х700-24″ — для покорения глубокого снега;
- на шинах 1300х600-21″ (Трэкол) — для преодоления мохового болота;
- на РКО 1300х560-20 — для перемещения по лесу;
- На РКО РКО 1450х500-24″ усиленную — для сложных каменистых участков.
Выбирать тонкостенные шины следует, исходя из их технических характеристик, рисунка протектора и задач, которые ставятся пользователями перед снегоболотоходом.

Моховое болото
Успешная эксплуатация шин низкого давления при перепадах температуры обеспечивается особой технологией производства. Резиновые смеси, из которых изготавливаются покрышки, отличаются повышенной морозостойкостью. В целом, шины вездеходов рассчитаны на разбег температуры от минус 50 до плюс 50 градусов по Цельсию.
Даже у техники высокой проходимости в условиях российского бездорожья может спустить колесо. Запасная камера и ремонтный набор для шин занимают меньше места, чем запасное колесо, поэтому удобнее снабдить вездеход тонкостенными шинами для камерного использования. Диски сконструированы таким образом, что и в чистом поле «переобуть» вездеход не составляет труда. Даже при понижении давления в шине камера и покрышка остаются надёжно зафиксированными на диске благодаря бэдлокам или прижимным кольцам.
Но производятся также тонкостенные бескамерные шины с герметичным слоем. Приобретая их, стоит вооружиться рекомендациями для установки такой шины на диск.