История шин низкого давления
История развития шин сверхнизкого давления для вездеходов и болотоходов в России.
Производство шин низкого давления восходит к концу 80-ых годов минувшего столетия. Когда пневмоходы только начали входить в эксплуатацию, роль движителя в их конструкции отводилась авиационным камерам, а также шинам, которые применялись на больших грузовиках. Фиксация шины осуществлялась с помощью поперечных ремней, на которые в ряде случаев приклёпывали уголки, выступающие в роли металлических грунтозацепов. Хотя пластичная резина на камерах большинства лёгких машин и без этой дополнительной меры обеспечивала хорошее сцепление с грунтом.
В начале 90-ых годов прошлого века увидел свет четырёхколёсный снегоболотоход «Мамонтёнок» (так нарекли его конструкторы, минские инженеры Владимир Ряго и Виктор Радкевич). Чтобы улучшить сцепление с грунтом, на камеру надели тракторную покрышку, с поверхности которой удалили часть грунтозацепов.
Во второй половине 90-ых годов вездеходы снабдили тонкостенными покрышками двух видов:
- диагональными тонкостенными шинами размера 1150×370-20″ с рисунком протектора «елка» и грунтозацепами высотой 20-25 мм;
- диагональными тонкостенными шинами размера 1325×480-24″ с рисунком проектора «ромбовидная шашка».
Такие покрышки были предусмотрены специалистами ассоциации «Арктиктранс» для вездехода «Лопасня» (а впоследствии и для вездехода-амфибии «Арктика»).
Стараниями Валерия Владимировича Лебедева, бывшего сотрудника Ярославского шинного завода, получилось разработать и наладить производство улучшенных тонкостенных шин на каркасе из тонкой кордной ткани, снабжённых массивными пластичными грунтозацепами (патент №50470).
Развитию производства шин низкого давления способствовали требования российской действительности. Значительное количество территорий, для которых характерна затруднённая проходимость транспорта, породило спрос на новые тонкостенные шины с разнообразием рисунков протектора:
- на шинах 1300х700-21″ и 1300х700-24″ — для покорения глубокого снега;
- на шинах 1300х600-21″ (Трэкол) — для преодоления мохового болота;
- на РКО 1300х560-20 — для перемещения по лесу;
- На РКО РКО 1450х500-24″ усиленную — для сложных каменистых участков.
Выбирать тонкостенные шины следует, исходя из их технических характеристик, рисунка протектора и задач, которые ставятся пользователями перед снегоболотоходом.
Успешная эксплуатация шин низкого давления при перепадах температуры обеспечивается особой технологией производства. Резиновые смеси, из которых изготавливаются покрышки, отличаются повышенной морозостойкостью. В целом, шины вездеходов рассчитаны на разбег температуры от минус 50 до плюс 50 градусов по Цельсию.
Даже у техники высокой проходимости в условиях российского бездорожья может спустить колесо. Запасная камера и ремонтный набор для шин занимают меньше места, чем запасное колесо, поэтому удобнее снабдить вездеход тонкостенными шинами для камерного использования. Диски сконструированы таким образом, что и в чистом поле «переобуть» вездеход не составляет труда. Даже при понижении давления в шине камера и покрышка остаются надёжно зафиксированными на диске благодаря бэдлокам или прижимным кольцам.
Но производятся также тонкостенные бескамерные шины с герметичным слоем. Приобретая их, стоит вооружиться рекомендациями для установки такой шины на диск.