Вся правда о хай-джеках
Все о хайджеках и хитростях их применения в условиях бездорожья.
С чего начинается офф-роуд? Правильный ответ – с хайджека. Именно он позволяет вытащить внедорожник из таких мест, откуда самостоятельно выбраться не удаётся. Хайджек – это не прихоть, а необходимость, если только вы хотите быстро выбраться из ловушки и продолжать свой путь.
Если вам нравятся приключения за пределами асфальта, вы водите автомобиль с шинами увеличенного размера и высоким клиренсом, стандартный домкрат может быть не самым лучшим помощником. Обычный домкрат поднимает машину примерно на 40 см. Для обычного легкового автомобиля этого вполне достаточно, но не для внедорожника. Хайджек обеспечивает гораздо большую высоту подъема. При этом он обладает отличным сочетанием прочности и портативности.
В оригинале название инструмента происходит от английского слова hijack, означающего «похищать», «грабить». На сленге офф-роудного движения оно означает «отнять». Вы действительно отнимаете машину у снега, воды, грязи и прочих стихий. Есть и более прозаической объяснение – high означает «высоко», а jack – это домкрат. Кстати, изначально это устройство называли «домкратом овцевода». Сегодня с овцами оно не имеет ничего общего, а вместо них поднимает автомобили.
Задача хай-джека – приподнять машину настолько высоко, чтобы можно было подложить под колёса или гусеницы брёвна, доски или другую опору. После этого можно относительно легко выехать из проблемного места.
Применяется 4 варианта зацепа:
- за силовые элементы;
- за колесо;
- за несущие детали, расположенные под бампером;
- за фаркоп через переходник.
Первый вариант является наиболее удобным и распространённым. Силовые элементы автомобиля хорошо выдерживают прямое поддомкрачивание, что позволяет обойтись без дополнительных приспособлений. После поднятия транспортного средства можно подложить под колёса опоры, столкнуть автомобиль в сторону от колеи, снизить нагрузку на лебёдку.
Важно создать плоскую ровную площадку для основания хайджека, чтобы подъем был максимально быстрым и безопасным. Для этого может потребоваться разравнивание земли или её утрамбовка.
Проблема лишь в том, что доступные для поддомкрачивания силовые элементы всё реже встречаются во внедорожниках новых моделей. Производители выбирают путь упрощения конструкции. Хорошая новость – силовой обвес можно установить дополнительно. Но эти затраты оправданы лишь в том случае, если вы часто ездите по серьёзному внедорожью и застреваете в нём. Если же такие проблемы случаются лишь изредка, можно использовать специальные аксессуары.
Lift Mate
Предназначен для поднятия транспортного средства с зацепом за колесо. Аксессуар следует надеть на «клюв» хайджека, зафиксировать на верхних отверстиях колёсных дисков крюками на стропах, упереть корпус в покрышку и начинать подъем. Если автомобиль засел в глубокой колее, придется выкопать возле колеса небольшую яму для домкрата.
Lift Mate пользуется популярностью у владельцев не только обычных машин, но и серьезных внедорожников, поскольку позволяет обойтись без поднятия автомобиля за бампер. В большинстве случаев аксессуар поставляется отдельно от хай-джека, хотя на рынке встречаются и готовые комплекты.
Желательно приезжать в магазин на том автомобиле, в котором вы собираетесь путешествовать по бездорожью. Так удастся точно примерить аксессуар к колесу. В противном случае может оказаться, что стропы слишком короткие или крючки не выдерживают вес транспортного средства. Также рекомендуется выбирать модели с крючками, которые имеют покрытие из резины или других материалов, защищающих диски от царапин.
Теперь несколько слов о минусах Lift Mate. Точнее говоря, недостаток у него лишь один. Домкрат стоит вплотную к покрышке, из-за чего может быть сложно подложить под колесо опору. Чтобы решить эту проблему, можно воспользоваться следующим приспособлением.
Bumper Lift
Аксессуар для поднятия автомобиля посредством зацепа за бампер. Необходим в том случае, если требует приподнять транспортное средство за кузов, но бампер не выдерживает всего веса машины. Bumper Lift надевают на клюв хайджека и крюком цепляют за силовые элементы под бампером. Так нагрузка распределяется более равномерно.
Крюк можно зафиксировать на разных силовых элементах под днищем, таких как раму, мосты и т.д. Но это может оказаться сложным или почти невозможным, если автомобиль сильно просел. Тогда подобраться под днище трудно. В таком случае можно зацепиться такелажными скобами за буксировочные проушины. Однако делать это не рекомендуется, поскольку в результате получается неустойчивая конструкция. Даже небольшой перекос может привести к тому, что хайджек опрокинется, а машина упадёт на землю.
Обязательно ознакомьтесь с инструкцией к Bumper Lift перед его приобретением и узнайте, какую максимальную нагрузку он может выдерживать.
Переходники
Предназначены для поднятия за фаркоп. Зарубежных аналогов у этих приспособлений нет. Скорее всего, они были изобретены российскими «кулибинами». Поначалу это были самодельные аксессуары, а сейчас их выпускают серийно крупные предприятия. При наличии фаркопа цепляться за него удобнее, чем за буксировочную проушину. Однако получившаяся конструкция всё же будет довольно неустойчивой. Рекомендуется рассматривать переходники в качестве дополнения к другим приспособлениям, а не как их полноценную замену.
Хайджек вместо лебёдки
Домкратом можно заменить ручную лебёдку, хотя это и не основная его функция. Можно приподнять автомобиль, а затем передвинуть его на 30-50 см в любом направлении. Обычно этого вполне достаточно, чтобы выбраться из грязи или снега. К хайджеку крепят трос, другой конец которого фиксируют на дереве или другой опоре. На клюв хайджека надевают такелажную цепь и закрепляют её на автомобиле. Затем машину поднимают, подтягивают на несколько десятков сантиметров, укорачивают цепь и повторяют цикл. Если нужна дополнительная прочность, можно использовать два троса. К примеру, это необходимо при вытаскивании машины под горку.
Хайджек вместо пресса
«Домкрат овцевода» также можно использовать и как пресс, если нужно срочно что-то отремонтировать вдали от мастерской. К примеру, такой инструмент может оказаться весьма полезным для запрессовки сайлентблоков, сжатия пружин.
Функция разжатия пригодится автолюбителю при разбортировании колёс, разжимании рессор, замене подушек или смятых элементов кузова.
Другие аксессуары для хай-джека
Помимо упомянутых выше переходников, Bumper Lift и Lift Mate, для хайджека были придуманы и другие дополнительные приспособления. К примеру, это опора Off-Road Base или набор Hi-Lift Jack для замены ручной лебёдки. Все эти приспособления существенно облегчают жизнь автолюбителю, если нужно срочно что-то вытащить, заменить или отремонтировать посреди бездорожья. Здесь вы можете рассчитывать только на себя. Во всяком случае, пока не подоспеет помощь.
Если ваш хайджек пережил тяжёлый день, обязательно проведите его базовое техническое обслуживание. Нанесите обезжириватель вокруг механизма домкрата, дайте ему проникнуть в старую смазку и грязь, а затем промойте инструмент. Не забудьте нанести на механизм свежую смазку, например, ланолиновое масло. Такой уход продлевает срок службы инструмента и гарантирует, что в следующий раз он снова будет работать безотказно.
Как выбрать хай-джек
Сегодня на рынке представлены десятки моделей домкратов от отечественных и зарубежных производителей. Не всегда следует обращать внимание только на известный бренд. Изделия от топовых торговых марок часто подделывают. Отзывы оффрайдеров показывают, что зачастую домкраты от малоизвестных производителей оказывают вполне достойными и полноценно функционируют годами. Бывает и наоборот – дорогостоящее устройство от именитого бренда быстро ломается, оставляя машину в грязи.
Какой вывод можно сделать? Марка изделия всё ещё имеет значение, но не менее важно и место, в котором вы совершаете покупку. Сомнительные мелкие магазинчики или торговые точки на рынках лучше обходить стороной. Здесь гораздо выше риск получения подделки. Крупные известные магазины дорожат своей репутацией, поэтому тщательно подбирают товар и защищают своих покупателей от подделок. Вдобавок здесь вы получите квалифицированную консультацию от людей, которые действительно разбираются в тонкостях офф-роуда.
На какие характеристики обращать внимание при выборе хайджека? Прежде всего измерьте ширину багажника и убедитесь, что длина домкрата её не превышает. То же самое касается ширины ящика под сидением или другого места, в котором вы собираетесь возить инструмент.
Узнайте полный вес автомобиля, а также нагрузку на передние и задние колёса. Эта информация должна быть указана в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Домкрат должен выдерживать эту нагрузку плюс вес перевозимого груза. Только не переусердствуйте – чем выше грузоподъемность, тем тяжелее домкрат и тем сложнее с ним работать.
Очень важный критерий – желаемая высота поднятия автомобиля. Определить её можно лишь опытным путём. С помощью домкрата (возможно с дополнительными приспособлениями) поднимите машину на максимально возможную высоту. Теперь измерьте расстояние от земли до колеса. Желательно, чтобы оно составляло не менее 15 см. Это позволит без проблем подсунуть под колесо доску или другую опору. Если планируете кататься на мягком грунте или песке, нужно добавить ещё 15 см запаса расстояния, поскольку хайджек будет уходить в мягкую поверхность.
Рекомендуется подбирать домкрат с дополнительным «клювом» на верхней части рейки – с возможностью переставить его в обратное положение или поворотным. Такая деталь значительно расширяет возможности инструмента, позволяя превратить его в тиски или струбцину.
Отдавайте предпочтение моделям, в которых можно мыть механизм без разборки инструмента. Это позволит вам экономить время. Желательно, чтобы ручка домкрата была съемной. Так он будет занимать меньше места.
А что с ценой? Как это часто бывает, вы обычно получаете то, за что платите. На рынке есть много недорогих домкратов с большой высотой подъема, но многие из них сделаны дёшево и могут не выдержать жёсткого использования. Лучше потратить больше денег на приобретение высококачественного инструмента, зато не разочаровывать в непредвиденных ситуациях.