Отечественный глиссер «Дрозд»
Рассказываем про необычный проект «Балтийской машиностроительной компании»
Никаких преград
Любой вездеход-амфибия начинается с поиска компромисса. Компромисса, касающегося баланса между мореходными и сухопутными качествами. В случае с «Дроздом» было принято решение сделать акцент именно на безопасное и быстрое перемещение по водоёмам и водным поверхностям.
Модель вездехода разрабатывалась «Балтийской машиностроительной компанией» с 2014 года и разработка стала возможна только благодаря инициативе. Впервые опытный образец был спущен на воду в 2018 году.
Нужно сказать, что несмотря на условия сборочных цехов (которые немногим лучше условий, которые предлагает, например, обычный гараж), амфибия получилась весьма сложный с точки зрения конструкции и оригинальной с точки зрения инженерных задумок. Во-первых, инженеры отдали предпочтение полному приводу в сочетании с убирающимися внутрь лодки колёсами. Для того чтобы воплотить в жизнь задумку, проектировщики заново спроектировали мосты, затем раздаточную коробку и после этого изменили и без того сложную кинематику убирающегося шасси. В итоге при разработке было подано аж 12 заявок на разного рода патенты. Во-вторых, изменилось расположение запаски – колесо было помещено на носовую часть, что объясняется двумя причинами:
- Выполнение функций отбойного кранца, который позволяет транспорту жёстко швартоваться.
- В корме запаске просто элементарно не нашлось бы места из-за того, что радиаторы охлаждения силовой установки расположены в этой зоне. Кроме того, тяжёлое запасное колесо на носовой части благотворно сказывается на распределении масс в лодке.
Для крепления парашютной системы десантирования могут использоваться швартовочные утки на корпусе. Инженеры с самого начала были уверены, что их амфибия станет отличным приобретением для ВДВ и морской пехоты. Также транспорт прекрасно подойдёт для нужд МЧС-служб, поскольку у него имеется мощный водомётный движитель, который, при должной сноровке, запросто можно будет использовать в качестве помпы пожаротушения с воды.
Что касается мотора, то для «Дрозда» был выбран Steyr, который было решено расположить в центральной части конструкции для лучшей устойчивости (мотор располагается между местом водителя-рулевого и передним пассажиром). Инженеры рассказывают, что на момент разработки было опробовано пять различных двигателей как зарубежного, так и отечественного производства, но в итоге было решено отдать предпочтение именно Steyr, поскольку при своей достаточной для амфибии мощности, он ещё был и самым лёгким и компактным. Он способен разгоняться до 300 л/м. Запас хода по топливу на суше составляет около 800 км, а на воде этот показатель достигает 300 км.
Кроме того, учитывался ещё и тот факт, что на воде мотор должен будет работать постоянно на высоких оборотах, так что пришлось дополнить его сложной системой охлаждения. Для компактности радиаторы были встроены в задние распашные двери, чтобы обеспечивать теплонагруженному дизелю более быстрое и эффективное охлаждение в пик работы. В режиме глиссирования лодка разгоняется до 70 км/ч на воде, она способна выдержать и небольшой шторм (до 3 баллов). Конечно, в более сильную бурю скорость хода амфибии значительно снизится на водоёме, тут уже от этого никуда не уйдёшь.
Что касается сухопутных качеств, то здесь «Дрозд» способен разогнаться до 100 км/ч, может спокойно преодолеть бездорожье. В первоначальном исполнении амфибия комплектуется трехдиапазонной АКП (эту идею инженеры подсмотрели у тяжёлых американских внедорожников). Во время испытаний заимствованную КПП конструкторы адаптировали под мореходные нужды, поскольку в определённых ситуациях на тест-драйве амфибия начинала поднимать нос и датчики АКП воспринимали это, как затяжной подъём, из-за чего передача сразу же понижалась. Естественно, и сам темп разгона транспорта значительно снижался. Пришлось перепрограммировать разработку западных коллег.
Особую гордость за своё детище инженеры испытывают, когда амфибия в режиме глиссирования «выбрасывается» на берег, как кит, а затем сразу же встаёт на колёса. Такой манёвр стал возможен благодаря лёгкой карбоновой раме и прочному композитному корпусу. «Дрозд» является единственным в мире внедорожником, способным проделывать такие манёвры.
В вопросах дизайна конструкторы особенно не задумывались об эстетических изысках. При разработке проекта в 3D-редакторе салон транспорта просто «обтянули» композитным кузовом и на этом решили остановиться. Функциональность амфибии была и остаётся гораздо важнее, чем эстетика и дизайнерские изыски. Первый экземпляр включал в себя кузов из стеклопластика, однако этот материал значительно увеличивал вес модели, поэтому в перспективе разработчики хотели бы полностью перейти на кузов из карбона.
«Дрозд» вполне может перевозить на себе около 1,5 тонн груза при снаряжённой массе в 2000 килограммов. Так просто утопить эту модель амфибии не получится, её придётся полностью разрушить, чтобы она пошла на дно. Даже открытые двери машины не влияют на её положительную плавучесть, а удачно расположенный центр тяжести позволяет машине возвращаться в первоначальное положение при перевороте быстро и без дополнительных усилий со стороны.
Как и у любого другого мореходного судна, у амфибии имеется якорь, который располагается в запасном колесе. Якорь, в свою очередь, оснащён лебёдкой, которая поможет также вытащить машину на суше, если она вдруг увязла.
Возможности для военных
С самого начала работы над проектом конструкторы «Дрозда» повторяли, что их детище имеет отличный потенциал для использования военными. Машина способна выходить из воды практически на любое побережье (даже неприспособленное для высадки). Эта функция стала возможной благодаря 40-дюймовым колёсам с развитыми грунтозацепами и трансмиссии с полным приводом. Кроме того, давление в колёсах можно менять, как и у других стандартных вездеходов-амфибий. Помимо всего перечисленного, «Дрозд» оснащён блокировками всех дифференциалов и, соответственно, независимой подвеской (если бы конструкторы использовали зависимую подвеску, то системы уборки колёс внутрь лодки просто бы не существовало, так как её функционирование при таких конструктивных нюансах было бы невозможным).
За высокую проходимость и мореходные качества при минималистичном дизайне иностранные журналисты уже успели окрестить «Дрозд» машиной Джеймса Бонда. Однако при всех положительных впечатлениях, заокеанские коллеги выразили сомнения насчёт военных перспектив амфибии. В чём-то они правы, поскольку в последние десятилетия военные прекрасно обходились без подобных машин, да и с точки зрения производственных мощностей отдавать приоритет подобным амфибиям невыгодно – у российской армии другие приоритеты.
Ещё во времена существования СССР предпринимались попытки создать водоплавающие автомобили на базе разработок ВАЗа и УАЗа, однако ни одна из инициатив так и не получила должного продолжения. А до этого конструкторы пытались обеспечить положительной плавучестью грузовики «Урал», но разработка оказалась невостребованной для военных. Водные преграды преодолевались вместо этого на специализированных транспортёрах.
Такая же непонятная ситуация обстоит и с разработкой «Дрозд». Формально этот автомобиль, конечно, может пригодиться для военных нужд, но на деле его функциональность оказывается для армии очень условной. Когда у противника на руках стрелковое оружие, выпускать в бой с десяток бойцов на лёгонькой сухопутной амфибии – это проиграть бой ещё до его начала. Даже для самого примитивного, самого простейшего бронирования у амфибии просто нет ресурсов и запаса грузоподъёмность. Малейший дополнительный вес приведёт к нарушению распределения масс и остойчивость судна пойдёт прахом.
Безусловно, машина прекрасно перемещается по воде и довольно быстро выходит на сушу, но при активной военной эксплуатации от осколков и уже тем более подрывов этот транспорт солдат не защитит. Здесь сработают лишь отечественные бронетранспортёры, которые пусть и идут несколько медленнее по воде, но зато обеспечивают защиту находящимся внутри военным.
И последним, но не менее важным нюансом, является использование внушительного количества иностранных комплектующих. Ладно мотор Styer, с ним проблему ещё как-то можно решить, если постараться (в крайнем случае можно заменить его на отечественный аналог), то вот АКП будет всё куда сложнее. В России сегодня не существует аналога выбранной АКПП не то, что в разработке, даже на уровне проекта. Можно в теории заимствовать у представительского Aurus (агрегат строился для него в московской компании КАТЕ), однако и это лишь шаткая теория. Так что проблем у «Дрозда» хватает.
Но, так или иначе, подобная инициатива похвальна. Это своего рода вызов: владелец небольшой машиностроительной фирмы, которая до этого работала лишь с прицепами да с трубогибами, смог практически за счёт собственных амбиций построить амфибию, аналога которой нет во всём мире. Такая разработка в любом случае найдёт своего ценителя в будущем.