Производство вездеходов в России
История вездеходостроения в СССР и России
Наша страна занимает огромную территорию. Согласно последним подсчётам, её протяжённость составляет не менее одной восьмой части от всей поверхности земного шара. Существенная доля этого пространства — удаленные от крупных населённых пунктов места в северных регионах (например, в тундре и тайге, неплотно заселённых людьми и, следовательно, не имеющих разветвлённой сети благоустроенных дорог).
Для перемещения в непростых климатических условиях по проблемному ландшафту обычные автомобили, без проблем совершающие длительные пробеги на дорогах с хорошим покрытием, совсем не приспособлены. Именно поэтому возникает необходимость использования транспортных средств, которые отличаются повышенной проходимостью. За способность передвигаться по пересечённой местности и беспрепятственно преодолевать бездорожье такие машины назвали вездеходами.
О развитии вездеходостроения в СССР
После окончания Великой Отечественной войны, показавшей руководству Советского Союза всю важность развития промышленности и, в частности, машиностроения, усилия лучших советских конструкторов были направлены на удовлетворение нужд обороны страны. Специальное конструкторское бюро задалось целью спроектировать большегрузную технику, способную пройти там, где остальные транспортные средства застрянут. Благодаря усилиям сотрудников этого бюро на балансе вооружённых сил СССР появились сверхмощные внедорожные машины — артиллерийские тягачи. Им было под силу проехать в любых условиях да ещё и с ракетной установкой «за плечами».
Вездеходы в СССР были актуальны не только в сфере обороны, но и на гражданке. Осваивать с их помощью отдалённые территории было решено с началом бурного развития нефтяной промышленности. Только машины такого плана могли доставлять геологов в труднодоступные места и перевозить туда громоздкие грузы, без которых невозможно было наладить добычу чёрного золота.
Легендарные советские вездеходы
Во второй половине 50-ых годов увидел свет ГАЗ-47 — первая ласточка в отечественном производстве вездеходов. Этот снегоболотоход существенно облегчил участь разработчиков полезных ископаемых в сложных условиях при проведении работ на Дальнем Востоке, Крайнем Севере, Средней Азии и Восточной Сибири.
Достойной заменой ему в 1968 году стал ГАЗ-71, способный эффективно решать поставленные задачи при экстремальных температурах. Машина работала без перебоев как в сорокаградусную жару, так и во время морозов до пятидесяти градусов по Цельсию. Хочется отметить, что со временем ГАЗ-71 не стал менее востребованным. Он, наряду со своими более поздними версиями, и теперь трудится на отдалённых территориях Крайнего Севера.
Не менее удачной разработкой вездехода стала Харьковчанка, использование которой позволило Советскому Союзу покорить Антарктиду. Ещё одна «зачётная» версия — знаменитый ДТ-10, способный перевозить грузы массой в 10 тонн, выполнять привычные задачи в экстремальных условиях и справляться с неожиданными препятствиями в виде полутораметровых стен и четырёхметровых ям.
Конечно, не все замыслы конструкторов воплотились в жизнь так, как было задумано. Наряду с удачными моделями вездеходов были выпущены и откровенно проигрышные варианты. К их числу относится экспериментальный проект, направленный на создание по заказу Министерства Обороны поезда-вездехода, который разработчики любовно нарекли Машкой. Недостатки этой чрезвычайно громоздкой конструкции превосходили её бесспорные достоинства, так что увидеть «Машку» в деле не получится, её единственный экземпляр стал музейным экспонатом.
Ещё один интересный экземпляр — шнекороторный вездеход ЗИЛ-4904. В соответствии с оригинальным замыслом в роли движителя на нём выступали огромных размеров шнеки. Эта особенность позволяла снегоболотоходу медленно, но уверенно перемещаться там, где любой другой вездеход терпел фиаско — в непролазном крошеве из воды и снега, характерном для отдельных районов Крайнего Севера. Другое дело, что до этих неприступных районов неподъёмный шнекоход требовалось как-то доставить, а это было не так просто.
Об отечественном вездеходостроении сегодня
На сегодняшний день производство вездеходов в России продолжает развиваться. Машины высокой проходимости по-прежнему пользуются спросом у государственных и частных организаций, проводящих исследования почвы, заинтересованных в поиске полезных ископаемых, занятых поиском и спасением людей в чрезвычайных ситуациях.
В современной России все чаще производством вездеходов интересуются и частные лица. Машины, обладающие высокой степенью проходимости, служат им для реализации их увлечений — охоты, рыбалки, копа и простых путешествий в отдаленные районы.
Людям, желающим приобрести вездеход, стоит обратиться напрямую к производителю. Специалисты машиностроительного завода СВС выпускают вездеходы, ориентируясь на запросы заказчика. Например, есть возможность увеличить количество посадочных мест до двенадцати. На выходе транспортное средство может быть оснащено различными манипуляторами, вертолётным крепежом или дополнительным освещением. При желании можно покрыть вездеход маскировкой или дополнительной защитой от огня или утеплителем для использования в холодных регионах.