Американский вездеход Snow Cruiser
Рассказываем историю американского вездехода-исполина Snow Cruiser
1939 год ознаменовался подготовкой экспедиции в Антарктиду. Специально для этого был разработан вездеход, получивший название «Снежный крейсер». Создателями выступили инженеры Иллинойского технологического института.
Новинка произвела настоящий фурор в инженерной сфере. Вездеход имел не только уникальный внешний вид, но и инновационное техническое наполнение. В разработке принимал участие и Томас Поутлер, который являлся по совместительству одним из командиров второй антарктической экспедиции. Он, как никто другой, знал, что именно требуется транспорту (и от транспорта) в заснеженных пустошах. Благодаря его уникальному опыту и удалось создать тот вездеход, который мог бы справиться со столь суровыми условиями центральной области Южного полюса.
Один такой «Снежный крейсер» стоил немало даже по современным меркам. Ценник каждого образца стремится к отметке в 300 тыс. долларов.
Техническая составляющая
Длина корпуса спецтехники составляет 17 метров, в ширину вездеход имел около 6 метров. Высота транспорта могла доходить до 5 метров, поскольку вездеход был оснащён пневмоподвеской.
«Snow Cruiser» развивал скорость до 48 км/ч, что позволяло ему проходить около 8 тысяч километров за раз. Топливный бак вмещал в себя 10 тыс. литров дизеля. Даже если внезапно экипаж попал бы в непредвиденную ситуацию, он мог спокойно использовать вездеход как жильё. В машине имелись комнаты для каждого члена экспедиции, а также отсеки для хранения провизии, топлива и других материалов, которые могли бы понадобиться для выживания.
Отдельно стоит упомянуть об отсеке, куда можно было убирать колёса вездехода. Когда транспорт переключался на автономный режим, его колёса снимали и просто убирали в специальное помещение. В этом помещении колёса постоянно подогревались, чтобы морозы не привели к появлению трещин на поверхности.
Крыша вездехода была оборудована специально для перевозки пятиместного самолёта, который, в свою очередь, требовался исследователям для аэросъёмки. Там же располагался дополнительный бак на 4 тыс. литров, в который заливалось топливо для самолёта.
Применение
В начале 1940 года вездеход был доставлен на одну из баз США, располагавшихся в Антарктиде. Но проблемы с транспортом начались уже на этапе выгрузки его с корабля. По неосторожности грузчиков, вездеход резко приземлился на одну из деревянных конструкций и провалился одним из колёс вниз. Однако это всё равно не помешало исследователям выгрузить транспорт на землю.
Дальнейшей проблемой стали колёса «Снежного крейсера». Они были объёмными и при этом не имели протектора. Вездеход элементарно не мог ехать вперёд без проблем. Поэтому пришлось искать компромисс и использовать транспорт только задним ходом. При этом нагрузка на двигатели при такой эксплуатации была слишком большой, из-за чего те быстро перегревались.
За 14 дней экипаж проехал всего 148 километров, хотя планировалось пересечь Антарктиду крест-накрест. Поутлеру пришлось вернуться в США, а члены экспедиции остались в вездеходе, который был переведён в автономный режим. Вскоре транспорт уже стал мобильной научной базой, которая некоторое время использовалась лишь в таком формате. Затем, как нетрудно догадаться, началась Вторая мировая война. Проект был заморожен, а позже и вовсе лишился финансирования из-за нужд армии. Экипаж был отозван обратно в США.
В 1946 году «Снежный крейсер» обнаружили члены уже новой экспедиции. Удивительно, но за все эти годы транспорт нуждался лишь в незначительно техническом обслуживании. Но и новая экспедиция не спешила использовать махину.
В 1958 году забытый всеми «Snow Cruiser» вновь обнаружили, но уже в последний раз. Последующие экспедиции пытались отыскать вездеход, но всё тщетно. Считалось, что разработку украли, естественно, советские власти и никак иначе. Однако сейчас большинство придерживаются мысли о том, что «Снежный крейсер» давно покоится на океанском дне.